Оберег. Стретенская громничная свеча

Весенние молнии – будители земли от зимнего летаргического сна. Они прилетают на крыльях ветров, гонящих проч остатки снегов и морозов, ведя за уздечку полные живительной влаги тучи, которые прольют ее на поля и степи, сады и огороды, чтобы проснулись деревья и травы, подарив миру свою силу и красоту.

Вот только молнии те вместе с жизнью несут и смерть сжигая своим небесным избранных и случайных. Тушить то пламя, которое занялось от молнии, не стоит, да и зря, потому как небесный огонь обычными земными средствами не погасить. Методом проб и ошибок за тысячелетия украинские предки открыли лишь единственный надежный способ его погасить — освященная на Сретение в церкви свеча. Были еще тушение козьим молоком или сывороткой, но действие этого средства было довольно ограниченным (хотя с практической точки зрения это возможно обуславливалось ограниченным количеством этого продукта животного происхождения в нужнный момент под рукой).

В народе считали, что единственным действенным средством погасить молниево пламя — это Сретенская свеча (ее еще называли Громницей, потому как по легенде именно ее зауженный ударом молнии свет спас когда-то Богородицу от волчьей стаи); стоит только зажечь ее под образами в красном углу и держать не погасшей в течение буйства непогоды. А поскольку иногда гремело часами, то сделать ее старались как можно больше, иногда вес таких свечей в украинских домах достигал двух килограммов. Причем воск для их изготовления использовался лишь с собственной пасеки, а большую силу приобретали они в руках старшего мужчины в роду.

Громницу традиционно использовалась для предотвращения удара молнии в дом или во двор, как средство отпугивания нечистого, в охоте на которого за народными украинскими верованиями Перун или святой Илья использовали ее в качестве оружия. Для дополнительной защиты рекомендовалось так же плотно-плотно закупорить все окна, двери, дымоходы в доме, чтобы бесы не смогли использовать его в качестве убежища, а у святых — не появилось повода обращать свой взор на то людское жилище во время своей священной погони за злом.

Сретенской же свечой выжигали из детворы страх перед громом и молниями в чистый четверг под образами после возвращения с утренней церковной службы — после молитвы мальчикам и девочкам немножко прижигали ее огоньком челки. Те из них, которые с честью прошли этот своеобразный обряд посвящения, становились по поверьям бесстрашными перед лицом всякой непогоды.

Ее же все очищающий магический огонь должен был помочь весне победить зимние силы и приблизить желанное тепло, стоило по возвращении из церкви с освященными на Сретение свечами одну из них зажечь и выставить на подоконник, чтобы частичкой ее тепла внести свою лепту в борьбу с господствующими холодами, сковывающих вот уже который месяц подряд и душу, и землю, и все сущее на ней.

Эти же свечи зажигали в течение года как вспомогательную при болезни кого-то из членов семьи «для здоровья духа и телес», как вспомогательную при тяжелых родах, когда роженица не могла «расшириться», для защиты во время каких-то катаклизмов природного или социального характера, в в том числе – войн.

Именно громничная свеча освещает покойному путь в потусторонний мир, я ее отсутствие в руках умершего, заставляет его душу бродить во тьме меж двух миров. Для желающих лично познакомиться с домовым – она освещала его в самых темных уголках дома или хлева, а содержание в «мыснике» (ящик для посуды) – оберегало семью от ярости предков за несоблюдение ее членами исконных порядков и традиций.

23-02-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.