Согласно объектно-духовным представлениям украинских преотцов каждый человек — это целая вселенная (правда, в значительно уменьшенной ее версии), в которой каждая часть тела ассоциативно отвечает общему представлению о мироустройстве с его богатым метафизическим наполнением. И в этом ряду одной из главных составляющих были человеческие ноги, как сакральная связь с землей и духами предков, стоявших у истоков его появления на земле и благополучия рода.
Именно поэтому сапоги (ножное защитное облачение) в украинской культуре занимали одно из самых почетных мест, как символ земного изобилия и почитания предков. Именно поэтому обувь была едва ли не самым дорогостоящим и вожделенным подарком, который дарили молодые люди на сватовство (примет их девушка – согласна стать его невестой, а нет – «ліпша наша Марися за ваші черевички з бурякової лички, папером підбиті, в таких хіба до худоби ходити» ), молодой – теще, как выкуп за невесту на свадьбе (чтобы кроткой и не сварливой к зятю была), детям – их крестные родители (символ духовного родового единения).
Старыми пастолами, лаптями, ботинками и сапогами забрасывали сватов на пути к дому девушки (чтобы удачной была дорога) и вдовца перед женитьбой для не повторения судьбы предыдущего брака. В качестве пожеланий здоровья, счастья и благополучия в следующем году сапог использовали для припрятывание рождественско-новогодних подарков детворе.
Внесение молодой после женитьбы на руках через порог дома — старинный украинский обычай, символизирующий сакральный переход из семьи родителей в семью мужа через сакральную межу меж ними. Ведь по народным верованиям души умерших поколений семьи живут под порогом дома, а потому нога девушки ни в коем случае не должна его коснуться, чтоб не побеспокоить предком, иначе – они жестоко отомстят семейными невзгодами с разводом в конце.
Разувание молодого перед первой брачной ночью (причем самая молодая уже должна быть босой) — древний украинский обряд, духовное содержание которого заключается в его ментальном обнажении перед своей женой, как в первый день творения, начало новой супружеской жизни с установления полного доверия между новобрачными. Утром после первой брачной ночи молодой должен был обуть свою жену, закрепив таким образом ее принадлежность. Оттуда же происходит древнее метафорическое выражение «переобуть» или в современной трактовке «переобуться» в значении «предать».
Умерших в Украине обычно не хоронили босиком, покойника обували в не подбитые ботинки без подковок или специально сшитые легкие колывы, чтобы путь в мир теней был ему легким, как и путешествием по райским просторам. В целом, это было связано с верованиями, что присутствовавшие в древности на обуви гвоздики и набойки «прибивают» душу к земле и не дают свободно улететь на небеса. Недаром же народе говорят: «Если ботинки слетели – то душа отлетела».
Родительские сапоги считались вспомогательным средством от разных недугов, ведь в них якобы по убеждению украинцев сохранялась вся сила рода, а выражение «обуть отцовские сапоги» метафорически отвечало взятию на себя ответственности за благополучие всей семьи. Поэтому с детства украинских малышей приучали к уважительному отношению к обуви с примитизированным объяснением-народной приметой: «нельзя, чтобы тебе наступали на чоботы, потому что твоя мама умрет».
Кроме того обувь активно использовалась в магических ритуалах, как например: бросание девушками через себя за ворота-тын на Андрея для определения откуда появится жених по направлению носка упавшего сапожка, или при тяжелых родах повитуха сапогом будущего отца набирала воду из реки до восхода солнца и выливала на пол у изголовья роженицы для получение духовной поддержки предков, иль гадания на Маланку спрятанными детьми угольком и кусочком хлеба в пару отцовских сапог — потянется первым обувать с угольком — к голодному году, с хлебом — к богатому урожаю (по другой версии: сено – хороший скот, а солома – урожай зерновых).