Самый щедрый на ягоды и мягкое солнечное тепло, самый старший сын хозяина-Лета, который своей щедрой рукой «весь год кормит». Традиционно в Украине его звали Червнем, Гедзнем, Перволетом, Полуднем, Румянцем, Разноцветом, Синокосом, Светозором, Солнцехрестом, Хлеборостом или Червенцем, из менее распространенного: Изок, Июнь, Кресны, Петройки, Быдень первый или гнилец.
Его славянским покровителем был Купала, бог любви и плодородия родившейся от священного брака воды и огня. Он оберегает, благоприятствует и благословляет все, что связано с жизнью и продолжением извечного цикла бытия. Ведь именно на июнь приходится летнее солнцестояние с его самым длинным днем, фактически запускающим новый цикл угасания и последующего возрождения, который продлится весь последующий год. Недаром же его камнем-оберегом считается многоликий агат всех цветов червя от бледно-розового до темного багрянца.
Некоторые ученые предполагают, что отсчет древнего года начинался именно с июнского Купалы и солнцестояния, когда световой день в семь раз длиннее зимнего – в народном представлении Июнь рожден в день победы богов-титанов над силами зла и с тех пор восседает на золотом троне, возвышающемся на Семияриловой горе Купальской ночи.
Светозировские обрядные традиции от первых русалий до приходившихся на июнь, последних, через посева льна, общения с душами предков, девичий обед в поле с расплетенными косами, бросание веночков на капустные грядки… тесно переплетали культы плодородия и благодарности-поминания предков.
Считается, что поженившиеся в июне будут иметь очень счастливый и богатый союз («как брак – с Румянцем, так супруги – с достанцум»). А пятнадцатилетние юноши менно в древности проходили обряд посвящения во взрослую жизнь, ступая сквозь плудневые Врата богов, как через солнцекрест заколашивает пшеницу, зацветает калину, наполняет соками овощи и фрукты, созревает клубнику-землянику.
Считается, что прогулка под звездами в июне дает очищение души и прощение от всех грехов, если искренне попросить у неба да матери-Земли и встретить рассвет нового дня, потому как проходя сквозь свой зенит год открывает небесные врата, когда голос человеческий может быть услышан в Раю. І чем ближе и ночь к солнцестою, тем больше вероятность быть услышанным на небесах.
И вместе с тем, Румянец – великий труженик, ведь «июнь у того зеленится, кто работать не ленится». Кроме полевых работ, главной из которых был сенокос (все должно было быть посажено еще в мае, ведь «июнь – хоть плюнь, проку не будет»), первый летний месяц способствовал изготовителям различных традиционных украинских слабоалкогольных напитков вроде ягодных наливок, сбитня или медовухи, а также рыболовства.
Причем традиционно Солнцекрест — месяц Луговика, который «с косой по лугам ходит», помогая косарям в их нелегком деле невидимой помагающей рукой прокладывая путь их косе, убирая камни или ветки на нем, гоня прочь все живое, поднимая примятые травы… Вот только ленивому напрасно надеяться на помощь лугового духа, а тех, кто с водкой идут на сенокос, того он люто покарает, косу из друга превратив в злейшего врага.
Во второй половине I тысячелетия на берегу Гучвы даже город существовал названный в честь Червня, и червинские города (в том числе Волынь и Сутейск) играли непоследнюю роль в тогдашней истории Восточной Европы благодаря своим тесным связям с Киевом, Галицко-Волынским и Владимиро-Волынского княжествами вплоть до своего упадка в XIII столетии.
Из народных примет на Свитозар у украинцев бытуют: как дождь на Зеленые святки будут большие достатки; когда в июне боб зацветает – то самый большой голод бывает, я как мак – это уже не так; воробьиная ночь в июне – к большому урожаю; как июнь с богатыми сенами, так июль-август – мокрые с холодами; как коса останется в июне, так серп – в июле.