Особенный день в украинском народном календаре, который приходится на то время, когда кристаллизованная борьба лета с зимой приближается к своему апогею, и тепло ощутимо начинает сдавать свои позиции. 4 октября с давних времен называли Лешегоном, потому как перед долгой зимней спячкой хозяин леса в последний раз устраивает настоящие игры-забавы, которые почти иллюзорно ощущаются в воздухе, застывшем в предчувствии надвигающейся недобрых времен.
Тяжелые вздохи и пронзительный свист, внезапные завихрения опавшей листвы и треск ломающихся веток, неожиданная гон зверей и похожий на скрежет хохот.., которые эхом разносятся по округе среди абсолютной тишины глухих чащ заставляют стынуть кровь в жилах и замирать сердце. Неудивительно, что встреча с лешим лицом к лицу, тем более — прямой взгляд глаза в глаза, как говорят, сводит человека с ума.
Поэтому посещение леса в этот день считалось нежелательным, а особенно боязливые люди вообще старались не покидать свой двор иль даже хату. А если уж шли в лес по необходимости, то обязательно вооруженные головней или березовой веткой, нательным крестом иль иконой (ведь всякая нечисть их боится, и леший — не исключение). Хотя сила лесного царя в этот последний день на земле настолько велика, что даже все эти предосторожности и обереги не всегда спасали своего хозяина — телом он выходил из леса живым и здоровым, а вот душа – навсегда оставалась там в плену.
По одной народной версии весь этот разгул — последнее в текущем году гуляние лесного хозяина перед долгой зимней спячкой, по другой — таким образом он загоняет под землю все свое хозяйство, живое и неживое до последнего зверя и птицы, последнего гриба и ягоды, чтобы сохранить их всех в самые лютые зимние морозы. Только волки, лисы, белки и зайцы, олени и лоси прячутся в Лешегон, чтобы избежать ярости лешего и, без его хозяйского ока, пусть и в холода, наслаждаться полной свободой в течение следующих месяцев.
В народе говорят, что вся эта фантасмагория с необычайно-мистическими природными явлениями исчезает сразу после утреннего крика первых петухов. Жизнь оставшихся животных возвращается в привычное русло в опустевшей дубраве; хозяева же укрывают свой собранный урожай в погребах и подвалах, чтобы не померз, ибо «зима идет».
Вместе с лешими свой последний день в году господствуют и хозяева украинских лугов, луговики. Только они стараются доделать все свои дела: докосить последнюю траву, досыпать зрелые семена для весеннего рассева, заполнить мышиные закрома, чтобы их подданные не погибли от голода в стужу. И утомленный тяжелой работой прошедшего сезона, под вечер царь лугов наконец-то, тщательно спрятав свою косу где-то на границе между двумя мирами — земным и подземным, ложится спать до наступления устойчивого тепла в Новом году.
Пришлое христианство переименовало славянский праздник лешего и луговика в честь святого Иерофея (Ерофея), обращенного в христианство якобы самим Петром и лично присутствовавшего на похоронах Богородицы. Исторические сведения об этой святой личности для христиан носят расплывчатый характер, несмотря на что его и считают мучеником за веру без конкретных подробностей.
Украинский фольклор сохранил до наших дней немало примет и поговорок о 4 октября: пришел Иерофейка — тулуп наденька; с Ерофея зима шубу надевает; на Лешесогон свинья с соломой, снегирь с песней — погода с бурей и дождем; на Ероху жениться — долго вместе не проживеться; фырканьем лошадь тепло призывает, а ржанием — его пугает; снег на Иерошки — до морозов немножко.