Когда в мгновение ока белый день превращается в ночь, и только вспышки молний не дают тьме окончательно поглотить всю землю без остатка, прорезая своими световыми мечами небо, падающее на землю большими каплями дождя, в рокоте грома звучит сам глас божий (у древних славян он ассоциировался с Перуном или Дадждьбогом), который не услышать невозможно, ведь даже сама Матушка-Земля весной просыпается от его раскатов.
Издавна в Украине верили, что вся фантасмагория природы случается из-за того, что доведенный до последней стадии исступления проделками нечистой силы бог Громовик, начинает свою охоту с хортами и ловчими соколами на нее. Говорят, дьявол именно для того и гасит свет в мире, чтобы усложнить богу поиск и уничтожение его верных служок, ведь чем гуще тьма, тем сложнее найти черное-сырое существо в ней. Вот и сердится Громовик, да так, что эхо его баса достигает земли. Убегают и прячутся черные слуги, а украинский крестьянин крестится да рот не раскрывает, чтобы к нему они не пристали.
Ведь нечет ищет себе приюта везде: между корнями деревьев, в гротах и ущельях, под крышами домов, в сараях, даже под людьми и животными. Поэтому-то иногда, стреляя своей стрелой-молнией (по другой версии — золотым кнутом) в чертовых служок, Громовержец нечаянно убивает живое существо, в знак извинения за божью ошибку которому прощаются все земные грехи и открывается врата рая. Поговаривают, что эти небесные лучи света достают своей цели даже под землей, а через семь лет снова возвращаются в колчан Перуна-Громовика (по другой версии – в виде камней с дырочкой в середине, которые в народе кличут Перуновым камнем или куриным богом, талисманом удачи).
В христианства пришедшем значительно позднее на украинские земли славянского Громовика подменили образом святого Ильи, которому сохранили те же магические силы и обязанности избавления царства небесного от нечисти с той разницей, что первый будто бы возить в своей золотой колеснице воду, что проливается через край бочек, орошая землю дождями, а второй — калачи, прасловянское отождествление плодородной силы (согласно некоторым легендам гром — это стук колес той божьей телеги, а молнии — искры из-под копит ее коней).
Именно благодаря последнему Илья-громовик в Украине считается покровителем всего растительно-животворного мира, так как дает ему силу плодиться. Пастухом он гоняет по небу стада своих облаков и трубит в одну из трех своих труб: голос золотой обращает к небесам, медной — по всей земле, а яворовой — достигает самых отдоленных уголков подземных пещер, глубоких горных расселин, лесных яров, что никогда не видели солнца. Он вспахивает небо-облака своим золотым плугом, от чего на землю проливаются благодатные дожди, орошая своей питательной влагой все живое на земле; там где сверкают золотые молнии, то Ильев плуг зарывается слишком глубоко в облака.
Как ловчий Громовик в украинском древнем фольклоре в образе сокола охотится на большие стада небесной дичи (обычно в народном воображении коров, овец и оленей), которые с земли кажутся тучами. Его крылья поднимают бешеный ветер, гнущий деревья до земли, его пронзительный крик перед атакой – то раскаты грома, а молнии – его когти, пронизывающие тело пойманной добычи, кровь которой каплями дождя проливается на землю. Поэтому-то занятый от небесного огня пожар тушить нельзя (кроме как молоком), ибо «Перуном сожгло», воля богов.
Для защиты себя и своих жилищ в той небесной войне добра со злом в Украине издавна существовали свои методы, самым действенным из которых является громничная свеча. Также мощными индивидуальными оберегами от грома, молний и града традиционно считались предметы из железа, как-то: подкова и игла (носили под одеждой), рогач (ставили рогами вверх у двери), нож (вставляли у крыльца лезвием вниз), шпилька ( закалывали волосы). Для защиты дома комок святой земли, маленького дидуха из соломы и пасхальную писанку прятали в красном углу за образами. Спастись же в лесу или на открытом месте можно только под «ореховым» деревом (как в древности называли орешник), но не в коем случае не под дубом или ивой, потому как именно там «черт прячется».
В качестве лечения после удара грома в народе практиковали быстрое закапывание человека в землю (кроме лица), предварительно сняв с тела тот предмет, который привлек молнию – считалось, что именно там спряталась нечисть, и Громовик может ударить в него повторно.
Из народных примет на грозу в украинском фольклоре сохранились: не следует петь, как гром гремит, потому что кто поет, тот Громовика раздражает, а черта веселит; в гром спина к плетню или стене – хвори все изведет; как мощный гром с юга или востока – на хороший урожай, а как с запада – на нищету и мор; мартовская громовица – озимка хорошо уродится.