Небесная роса или божественный нектар — так его в древности звали украинские предки. И это — вовсе не преувеличение, ведь такого удивительного продукта, как мед, нет во всем мире. Он питает да лечит тело и душу, бережет их в веках — не зря же легендарного полководца, Александра Македонского, похоронили в гробу до верха залитом медом, чтобы сохранить навсегда в нетлене.
Именно поэтому наряду с хлебом и сыром божественный нектар был обязательной жертвенной составляющей любого обряда подношения богам праславян (как минимум с VI тыс. до н.э.). Традиция почитания высших сил с его помощью продолжает свое существование в видоизмененном виде и сегодня такими полу-христианскими праздниками, как Медовый спас и Мед, обрядовыми блюдами как еще трипольские рождественские кутья-узвар, блины с медом на Масленицу или медовая мисочка для Дидуха в красном углу.
В украинской культуре издавна считалось, что золотой нектар — это напиток богов и духов умерших предков-небожителей, которые они милостиво позволили попробовать и людям на здоровье, но совсем капельку, не больше чайной ложечки. Ибо что для божественно-потустороннего – питательная влага, то для человека – смертельная опасность, излишняя капля и ты уже по ту сторону границы между мирами. Недаром по одной из легенд пчела — это душа усопшего, оставшаяся на земле (оттуда же происходит традиция поливать могилы медом). Поэтому некоторые национальные сказки заканчиваются прибауткой: «И я там был, мед пил, только усы замочил», прикоснувшись к тайне потустороннего, вернулся в мир живых.
Поэтому-то мед широко задействован в похоронно-поминальных украинских традициях в качестве ингредиента многочисленных обрядовых поминальных блюд, таких как святвечерняя кутья, поминальные колыво, сита, аистовы лапки. Причем последние – особенная дань памяти тем, кому христианская религия отказала в своей милости, мертворожденным и не крещенным детям, которых поминают в четверг Русальной недели. Вечером того дня их матери относили на перекресток дорог мисочку кристаллизованного меда, и как на утро мед был съеден или почат, то «русалочки потопали» (души младенцев приходили в гости).
Как божественный дар, мед для украинцев — символ благополучия и счастья, который несет в себе частичку райского блаженства, поэтому-то невесте перед свадьбой расплетенную косу смазывали небесной росой, а во время венчания давали выпить медового напитка (чтобы супружеская жизнь была сладкой). Им же угощали на праздничных застольях только самых уважаемых гостей, детишкам давали рано по капле для здоровья (первую ложку клали в первую люльку), а еще угощали в знак уважения проводницу между мирами, бабку-повитуху.
Тягуче-сладкий янтарь, вбирающий в себя аромат самой матери-Земли, то умопомрачительно душистый, то легкий и нежный, он как само женское естество, пьянит душу и сердце. Может именно потому мед и алкогольные напитки на его основе считается женским – ведь недаром в народе говорят, что все женщины хоть на капельку ведьмы. Учитывая это, пчелиный дар в древности украиночки использовали также для магически-ритуальных действий, как пример проливания на землю во славу своей главной защитницы-покровительницы Земли во всех ее ипостасиях. А еще – приготовление «фильтра» (сверхмощного приворотного любовного напитка из меда, пшеницы, первоцвета ивы, клевера, черники, мха), который своим дыханием должна была согреть в полночь девушка до закипания. На Коляду пекли специальный корж для гадания, Калету, который для магического заряжания смазывали именно небесной росой.
Известные издревле лечебно-антисептические свойства меда нашли свое использование в многочисленных рецептах народной медицины от различных недугов: от кашля – перемешанный с топленым смальцем и какао, от жара – медовые оборачивания грудной клетки, от насморка – делали с ним водяной раствор для промывания носовых пазух, от простуды и боли в горле – пили с горячим чаем, от укуса паука – смазывали место раны. Для домашнего скота мед был скорее магическим защитным средством, как например: им обмазывали коровам губы, чтобы змеи не кусали.
Богатое медовое разнообразие, где вряд ли найдешь два совершенно одинаковых вкуса даже в соседних ульях, сделало пчелиный дар — одним из самых любимых украинских продуктов, который используется во многих блюдах национальной кухни и сейчас от экзотических видов борща и мясного маринада до сладостей и алкогольных напитков, как сбитень или медовуха.
Много меда по украинским народным приметам предвещают множество желтых да красных бабочек, как и гром на Благовещение. Помочь с этим так же могут: окуривание ульев дымом кончика волчьего носа, намазывание стен ульев остатками теста обрядовой рождественской выпечки, добавление к первой весенней подкормке перетолченной в муку лобовой кости щуки и освященной богоявленской воды из трех источников, а также ложка меда вылитая в водоем на Преображение и непродавание меда старых пчел.