Осеннее умирание природы… кто-то видит в нем конец жизненного цикла, а кто новое начало. Недаром же на 1 ноября выпадает праздник Сварога, творца вселенной и покровителя коловорота бытия. В старину считалось, что именно в этот день Великий небесный кузнец начинает ковать для украинцев Золотой плуг, символ возрождения жизни и будущего урожая, который скинет на землю в Рождество, как сигнал селянам к началу подготовки к новому полевому сезону.
Золотое обручальное кольцо, брачная верность, земледелие и мельничество — тоже дары Праотца всех богов, поэтому-то в его праздник украинцы возносили ему искренние молитвы, как-то: «Хвалимо Сварога, який цьому Роду Божеському є началом, і всенькому роду криниця вічна, яка витікає влітку від джерела свого, і взимку ніколи не замерзає».
Кстати, именно магия незамерзания была после крещения Руси-Украины перенесена на назначенных церковью новых (но с полностью сохранившимся бекграундом) христианских покровителей древнего Сварожьего праздника, святых Космы (Кузьмы) и Дамиана (Демьяна). Их так и звали «Безморозниками» да приглашали в гости на ужин 1 ноября с хлебом, солью и громничной свечой на пороге дома для защиты своего хозяйства от последствий сильных морозов: «Святі Безморозники, вітаємо вас хлібом-сіллю, Сонцем праведним і ласкаво просимо завітати до нас, у наше обійстя, у наші стайні, обори, кошари, на стебники бджілок та до нашої хати – з нам вечеряти. Хай відійде мороз-морозище, люте холоднище від нашої хати, нашого двору».
Хотя до появления в Украине христианства Небесный кузнец семейного счастья, даритель огня успел изменить свое древнее, известное еще со времен Геродота, славянское имя Сварог, на сугубо украинское — Перун. Бог-Громовержец сменил наковальню и молот на воинские доспехи, переродившись в символ мужской половой силы и дождя, как его аллегорического отождествления. Уже этим именем принимали присягу Олежичи в 907 году, им же клялись в сохранившихся до настоящего времени договорах с греками 945 и 971 годов. А его осенний праздник стал последним днем божьей активности перед тем, как Перун замыкал небо на зиму и ложился на сон до весны.
Его христианские подражатели, Косма и Дамиан, кроме унаследованных функций древнеславянского бога, считались в Украине защитниками от змей и других пресмыкающихся. Ведь по легенде они сами их породили, убив первородного змея и пустив его пепел по ветру – говорят именно из того тлена и родились все земные гады.
Кузьминки, как еще называли в народе праздник 1 октября, у женского пола знаменовал собой окончание тяжелого периода подготовки льна и прядения шерсти, а для молодых панночек — начало вечерниц, свадеб и традиционных веселых осенне-зимних праздников.
В этот день молодежь в честь официального открытия сезона посиделок-дорассветок организовывала «куриную складку»: в заранее определенную хату (свою или арендованную) девушки приходили со своими курьями, которых резали, потрошили и жарили, а парни с питьем выступали в качестве дегустаторов их кулинарных шедевров, определяя самую вкусный; на Кузьмы и Демьяна еще звали Куриными именинами, а их самих — курятниками.
Старшее же поколение (обычно хозяин) в этот день окуривало и освящало курятники, чтобы птица плодилась и не болела, а также окапывало плодовые деревья и раскладывало лук на решетку сушиться.
Из народных примет и поговорок в украинском фольклоре до сих пор на Сварога-осеннего Перуна сохранились: Кузьминки – по осени поминки; на Сварога кузнецы куют и на воде, и на земле; скует Демьян, до весны не расковать; шинковать капусту на Перуна – приманивать воробьев; на Кузьмы и Дамиана курица – на стол, а осень – под стол, а зима – за стол.