Семь, десять, тем более — двенадцать пятниц на неделю… кто же в Украине не слышал этого крылатого выражения, которое трактуется в народе двояко: с одной стороны изменчивость обстоятельств и непостоянство личности, с другой — всепоглощающая лень и праздность, которые распространяется чуть ли не на все сферы традиционной женской деятельности. Недаром же главной фигуранткой этой фразы-легенды выступает сакральная для всех украиночек от Сяна до Дона с древнейших времен святая пятница.
Знания, предрассудки и приметы о самом непростом пятом дне недели передаются из поколения в поколение от бабки к внучке вот уже не первое тысячелетие, и родилось оно на свет еще при Трипольщине, когда до появления христианства с его Параскевой Пятницей впереди были еще века и века. Покровительницей этого дня считалась богиня Мокоша, праматерь всего существующего на свете, матушка воды и самой земли, покровительница рождения жизни, жена Великого Велеса.
Считается, что именно в пятницу Мокоша впервые ступила в мир, поэтому этот день недели — особенный, почти праздничный, а выпадающий перед большими праздниками числом двенадцать — святой, поэтому на память Праматери на него налагался запрет почти на все виды чисто женских работ как -то: приготовление закваски, выпекание хлеба, приготовление пищи, ухаживать за собой (от укладки-чесания волос до одевания украшений), все связанные с водой процедуры (стирка, уборка, купание…), а особенно прядение, шитье и вязание.
В древности у украинцев именно пятый, а не седьмой день недели был официальным выходным, фактически таким остался в осовремененном виде традиций по сей день, и это, несмотря на многочисленные церковные запреты на «празднование пятниц», в том числе Грамоту Константинопольского патриарха Иеремии II от 1589-го года.
В честь поклонения и благодарности к прародительнице всего живого и своей духовной покровительницы по святым двенадцати пятницам украинки от мала до велика держали жесткий пост, в другие сорок — просто пост («чтобы никогда не болеть лихорадкой»). Мокоша же с небес должна была отблагодарить своих дочерей достойным вознаграждением за соблюдение своих заветов по пятницам-двенадесятницам перед:
- Благовещиньем – спасение от внезапной смерти;
- Десятая по Благовесту – оберег от безденежья и утопления;
- Троицей – спасение от смертного греха, непокаянной смерти, лихорадки и зубной боли;
- Спасовкой – защита от молний, потопа, голода и всех грехов;
- Головосечением – убережение от чахотки и лихорадки;
- Возвижинами – небесная охрана в дороге, избавление от головной и зубной боли, а по дороге смерти постившуюся поведет сама Мокоша;
- Покровами – защита от врагов, нищеты и большого греха;
- Введением – спасение от злого зверя (ибо праведная душа в этот день проходит через духовную огненную реку);
- Рождеством – спасение от напастей и прощение всех грехов, а имя будет написано на самом небесном престоле;
- Крещением – охрана от последствий лютых морозов и бешеных ветров;
- Первая Пасхальная – дарованы будут убережения от скверны, боли и внезапной смерти;
- Последняя Пасхальная – жизнь без печали, сохранение от разбойников, вечных мук и нечистого духа.
Традиционно в представлении украинского народа эти святые пятницы — прекрасные панночки, которые в свой день путешествуют по земле и лично собирают искренние женские молитвы, чтоб в полночь доставить их сразу на небеса. Потому-то кроме обещанных щедрот от небесной покровительницы украинки даровали им заветные желания, которые по поверью должны обязательно свершиться. В старые времена даже существовала специальная молитва «К двенадцати пятницам», которую тщательно переписанную носили при себе, как оберег.
К тем же непослушным украинкам, попирающим заветы Мокоши, она приходит сама в образе страшной сумасшедшей старухи со ужасными шрамами от кручения веретенами, порезов ножами-ножницами, уколов иглой, чтобы запугиваниями и страшными пророчествами обратить на праведный путь своих неверных дщерей.