Она – символ девственной чистоты и высокой цели, перед которым тускнеет вся человеческая суета. Всепрощающая душа выплаканная капельками хрустальной росы, дарующими здоровье и красоту всему сущему на земле. Вдохновенным трудом ее волшебных ручек сверкают золотом ризы самого верховного небесного Владыки. Варвара-красота, длинная коса, которая благодатью приходит на украинскую землю, чтобы даровать новую жизнь в физическом и метафизическом смысле («дети – это божья роса» и «без росы и трава не расти»).
Варварин (Барбарин) культ возник с легкой руки пеласгов-трипольцев где-то на просторах Дикого Поля»:/ru/4548/ukrainskoe-dikoe-pole еще в IV тысячелетии до н.э. (впоследствии он мигрировал в Вавилон, где превратился в жесткую религию почитания бога солнца – Бар-Бара или Варр-Вара). По давней традиции днем ее чествования было 4 декабря, когда зима хоть только входа в свою силу, но уже предчувствовала неизбежность своего проигрыша триумфу солнца и тепла; недаром же в народе говорят: «Варвара ночи урвала, до дня притачала», хотя до зимнего солнцестояния от ее дня впереди – еще целых три недели. Может, благодаря именно этому мистическому ореолу небесной покровительницы райской благодати способной совершать чудо наперекор всем физическим законам природы, наделил ее в народе легендарной возможностью уберечь человека от внезапной смерти.
Кстати, именно с Варварой в качестве покровительницы иглы и нитки на 4 декабря не действует запрет на шитье и вышивание, как на другие виды женских работ, ибо считается, что именно она подарила это умение людям; украинские панночки с древности перед началом вышивания обращались к святой за помощью молитвой-поговоркой в своем кропотливом труде: «Варвара золотыми нитями Иисусу ризе шила и нас научила».
Хотя молодежь мало обращала внимание на эти разрешения, ведь на этот день так же приходилась репетиция рождественских празднеств, а потому настроение у девушек было не к труду — они варили символы луны вареники, чтобы угощать им парней. Вот только теми варениками не всегда можно было полакомиться, потому как озорница вместо мака, сыра или картофеля могла начинить их какими-то збытками (чаще шерстью). Данная украинская традиция-мистерия уходила своими корнями в древние до славянские времена, когда проводы Старого года шутками и развлечениями, что начинались как раз на Варвары, считались залогом хорошей встречи Нового.
Стирка же белья, дергание шерсти, вязание, обмазывание-беление печки, другие женские работы, кроме вышеупомянутого шитья и еще приготовления гречишных вареников с юрдой (если не успели этого сделать заранее) считалось в этот день за большой грех. А вот мужские – наоборот, поощрялись, причем в списках специфических варваринских значилось приготовление смеси для пива, которое должно было быть сварено и подано на гостинный стол через два дня, на Николая.
Особое внимание уделялось составлению нового домашнего ритуального веника для использования в течение следующего года в колядницком, чистотетверговом, похоронном… обрядах, который на рассвете Варвариного дня начинали собирать с горстки прутьев, к которому в течение следующих трех недель (до Рождества) ежедневно добавляли еще по прутику или же нескольких.
За столетие наблюдений украинский фольклор насобирал немного примет на этот день: Варвара пришла, волков в стада собрала; на Варвару зима дороги «варить»; как Варвара снегом постелит, Савва – загладит, Николай морозом придавит (другие варианты: Варвара – мостит, Савва – острит, Николай – гвоздит или Варвара – сварит, Савва – засалит, Николай – закует); как на Варваринке болото, так зима будет красная, как золота.