Она вместе с узваром — дух самого желанного и самого любимого праздника всего украинства, вместе с которым распахивается врата между мирами и магия рождения нового Солнца спускается с небес на грешную землю. Богатая кутья, вместе с которой в Щедрый вечер в двери каждого украинского дома вот уже шесть тысячелетий стучится магия и веселье Рождественской ночи с их радостью нового начала для всего сущего.
Казалось бы, самые простые ингредиенты (пшеница или рожь — символ возрождения, и мед — сладкая жизнь после воскресения) и способ приготовления, но нотки древней украинской куховарской магии — и они превращаются в уникальный неземной вкус, который с самого раннего детства пробуждает в подсознании детишек тот уникальный голос крови предков, который бережет нацию вопреки всем столетиям испытаний судьбы, а иначе-то — всего лишь простая Дзебавка (каша из пшеницы с медом).
Правда, в кутье и зерна пшеницы — только самые лучшие, тщательно отобранные (сейчас иногда заменяют рисом), и мед — не совсем мед, а сыта, и множество разнообразных самых вкусных добавок от традиционных (изюм, грецкие орехи, чернослив, курага, мак, клюква, яблоко) до экзотических ананасов, миндаля, фиников… но это — все уже секретные детали хозяйки, как и тот магический ингредиент, который придает именно ее блюду тот уникальный незабываемый вкус.
Так издавна для Божьей пищи (как еще в Украине называют кутью) бралась лишь «досходняя» колодезная вода (собранная и занесенная в дом до восхода солнца), да и сама кутья не только должна была быть приготовлена исключительно на «живом огне», но и встретить уже созревшей первые солнечные лучи Сварожьего праздника, чтобы души предков смогли присоединиться к празднованию к своим земным потомкам. Пробовать ее можно было лишь после захода солнца, когда на небе появлялась первая рождественская звезда, что означало переход в созвездие Перуна и рождение молодого Божича-Солнца.
Первая ложка Щедрой кутьи обязательно подбрасывалась хозяином вверх: «чтобы так ягнята прыгали, как эта пшеница скачет от земли до потолка!», вторая за ней — «чтобы телята мычали так, как это зерно скачет от земли до потолка!», а третья — «чтобы пчелы роились!». После Святого вечера, во время которого не полагалось вставать из-за стола и много разговаривать, по ложке кутьи доставалось всему домашнему скоту в качестве магического оберега на следующий год.
По древним украинским традициям заправлять сваренную пшеницу полагалось лишь сытой — напитком, изготовленным из «постного» (неферментированного) меда методом заливки крутым кипятком сот с длительным поддержанием температуры, для чего в емкость добавляли раскаленные камни. Всплывший по окончании процедуры воск собирали и процеживали, а сыту использовали по мере необходимости.
Традиционный рецепт Богатой кутьи
1 л сыты
200 г отборной пшеницы
100 г мака
100 г сливок
50 г орехов
50 г изюма
2 ст. ложки меда
Способ приготовления
Пшеницу промыть и варить в одном литре сыты до готовности и отцедить.
Сваренный до готовности мак (растирается между пальцами) отжать, перетереть в ступке с медом.
Изюм запарить кипятком на четверть часа (по желанию — с добавлением сахара).
К проваренной пшенице добавить маковую смесь, орехи, изюм, подогретые сливки и мед по вкусу. Все тщательно перемешать и дать отстояться.
На стол подается холодной.
- * для более богатого вкуса изюм можно настоять в коньяке с добавлением сахара
- ** чем мельче перетерт мак с медом, тем вкуснее и однороднее кутья
- Багнюка
- забруднитися до хвороби,
бродити — наговір