Зима во всей своей красе уже ступила на землю, проверила свои владения и выпустила на волю своих верных стражей, стаи серых хозяев украинских лесов. Первая декада уже почти позади, а с ней и Калета промелькнула, так и до конца холодов уже рукой подать: установить елку, отпраздновать многочисленные праздники от Святвечора до Иордана, а там и до Масляницы рукой подать — почти весна.
В народе 9 декабря так и называли Волчьим праздником, когда волки собирались стаями на свой Майдан, чтобы выбрать из-среди себя сильнейшего, самый отважного и бесстрашнейшего. Именно новому вожаку они доверяли выживание всей стаи на долгий период холодов. В народе после этого дня и аж до имени́н покровительницы воды-Даны старались скот не оставлять «без глаза», да и тщательнее проверяли засовы-замки в хлевах и курятниках.
Небесной покровительницей волчьего праздника считалась Трескучая Анна, которая из давних времен приносит на украинские земли лютые морозы. Поэтому этот день считался первым настоящим зимним, хоть до солнцестояния и поворота на лето уже рукой подать. Анна издавна считается первой заступницей будущих рожениц, поэтому женщины «в надежде» в этот день держали строгий пост и особенно пылко обращались к ней за помощью в родах и за здоровье свое и еще не рожденного младенца.
Волчий праздник считался одним из лучших дней в году для гаданий, обрядово-мистических ритуалов и лечения. Так, например, для защиты своих полей на будущее в этот сверхуязвимый для любой злой магии день (потому что небо слишком близко к земле, чтобы королеве-Зиме легче было достичь своих владений) хозяева ритуально обходили их бороной по кругу, создавая своеобразный защитный барьер для нечистого.
Когда покрывало ночи лишь ложилось на Аннину голову (после полуночи на 9 декабря), украинские девушки просили покровительницу женства и продолжения рода явить им суженого, ведь это она «парует» людей. А ведьмы, по народным преданиям, тем временем крали с неба месяц и ритуально «доили» его, превращая в корову, чтобы лишить людской род плодовитости («поэтому и коровы не доятся»), а также для уничтожения выпускали на землю ссоры, наветы и болезни.
У пчеловодов на Анну были свои ритуалы: хороший пасечник в этот день обязательно ходил в лех к своему рою, разговаривал с своими пчелками и предупреждал о приближении холодов, проверял, все ли у них в порядке, при необходимости подкармливал, потому что считалось — с Анны пчелы начинают мед есть. По пчеловодческой магии считается, что информирование пчел о наступлении настоящей зимы — это залог сохранения и плодовитости роя в следующем году (потому что, будто бы, божьи мухи лучше могут подготовиться и защититься).
По древним украинским народным приметам: какая Анна ласковая и нежная, столько садовины будет целое ожерелье, а какая ветреная и капризная — так урожаем не покроет и донышка корзины; заглянула Ганка — садись в санки; какая Анна до полудня, такая зима до конца декабря.