История
Обширные наделы в «сто полей», разделенные лишь водным рубежом реки Полтвы с высокими крепостными стенами Львова, начиная со конце XVI века образовали так называемую Сикстовку — частное владение львовского выдающегося политического и общественного деятеля города Эразма Сикста (1570 — 1635), которое в скором времени перешло во владение богатой помещицы А. Петрековской.
Судьбоносным становится решение владелицы о передаче этого земельного участка в полное распоряжение ордена доминиканцев согласно дарственной от 1600 года. Изначально, и на этом очень настаивали львовские власти, на высоте напротив городских укреплений планировалось построить семинарию. Но у монахов на этот счет было собственное мнение — здесь было начато строительство каменного костела на месте прежнего деревянного, который в будущем получил имя Марии Магдалины.
Сопротивление городской администрации и части местных жителей, не желавших получить в случае захвата храма неприятелем укрепленный узел обороны под самым боком Львова, отложило завершение его строительства на целых тридцать пять лет. И, тем не менее, в 1635 году он был полностью закончен да, к тому же, успел обзавестись целым комплексом прилегающих монастырских построек и деревянным зданием семинарии.
Расположенный вне городского оборонного периметра костел Марии Магдалины на протяжении XVII века неединожды подвергался разрушениям во время боевых действий, став в том числе и ареной для восставших войск Богдана Хмельницкого в 1648 году.
Кроме прочего храм преследовали пожары, последствиями которых стало значительное преображение первоначального проекта католической святыни: увеличение объема за счет достройки нефа (вторая половина XVII столетия) и видоизменение внешних фасадов путем сооружения двух башен и выполнение резных и лепных декоровых элементов (первая половина XVIII столетия).
На исходе же XVIII века в ходе церковной реформы 1786 года, проводившейся новым для львовской земли австрийским правительством, костел получил статус приходского, а его монастырские помещения стали казематами, в качестве которых они и выступали вплоть до 1922 года. За весь этот период изменения постигли лишь современные завершения башен и лестницы с террасой, которые заняли свое место в 1870-ом и 1880-ом годах соответственно.
В 1932 году бывшая доминиканская святыня получила одну из своих жемчужин, которая жива и поныне — уникальный орган фирмы «Rieger – Kloss», благодаря которому после всех тягот военного времени в рамках антирелигиозной политики Страны Советов (галичские земли стали частью СССР в 1940-ом) храм избежал участи своих побратимов — в 1968-1969-ых здесь был организован Органный зал, хотя в послевоенные годы и принадлежал клубу Политехнического института.
И поныне уникальный простор костела святой Марии Магдалины мирно делят духовная сущность (с 1998 года были возобновлены богослужения) и ее отражение в искусстве в качестве органного зала Национальной музыкальной академии имени Н. В. Лысенко Львова. Монастырские же корпуса стали родным домом для будущих инженеров — здесь размещается один из корпусов национального университета «Львовская политехника».
Архитектура
Трехгранная шестистолпная базилика католической святыни после всех модернизаций ныне предстает перед нами в облике вытянутого трехъярусного периметра хора с граненой апсидой длинной шестьдесят метров. Венчает все это великолепие система крестовых сводов.
Симметричный же фасад львовского органного зала, в котором соединены воедино традиции ренессанса и барокко, динамично устремлен ввысь благодаря высоким шпилям двух башен и пилястрам (первый ярус — дорического, второй — ионического и третий — коринфского ордеров) по бокам от оконных проемов на их углах. Свою лепту вносят и скульптурные изображения святых резца С. Фиссингера охраняющие щит, а дополняет — горизонтальное межъярусное членение карнизами сложного профиля.
Простота боковых фасадов оттенена наслоением объемов костела Марии Магдалины с вертикалями высоких оконных проемов трехцентровых на основном объеме хора и приподнятыми арочными — в деамбулаторной части, которая, к тому же, оторочена лобовым карнизом сложного профиля.
Внутреннее убранство храма оформлено стенописью в стиле art-deco, нанесенной в 1930-х годах и алебастровым алтарем с динамичными фигурами ангелов (1926 год). Но особую ценность представляет уникальный стюковый алтарь-триптих со сценами из жизни Марии Магдалины работы Войцеха Келара (XVII столетие).
Достопримечательности
Главной же достопримечательностью храма является крупнейший из действующих в Украине орган фирмы «Rieger – Kloss» в шестьдесят (изначально было семьдесят) регистров и 4560 труб под управлением трех (ранее было четырех) мануалов и педали, главный пульт которого был установлен рядом с основной частью – на балконе.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Степана Бандеры, 10.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до Кольцевой. В ее западной части съезд на ул. Городоцкую, а затем – Степана Бандеры (район ж/д вокзала), на которой находится костел Марии Магдалины.
Общественным транспортом до железнодорожного вокзала Львова, а затем – трамваем или пешим ходом вдоль ул. Степана Бандеры до городского органного зала.