История
Правый берег реки Полтвы возле Львова долгое время был почти пустынен, что не в последнюю очередь было связано с проблемами его обороны во время многочисленных боевых действий с момента основания города вплоть до конца XVIII столетия когда на его просторах воцарилась Австрийская (позже Австро-Венгерская) империя.
С исчезновением же реальной военной угрозы в начале XIX века столице Галичины уже стало тесно в прежних своих границах, что потребовало радикального шага от административных властей — так город переступил через водный рубеж, а его фортификационные сооружения начали постепенно разбираться для строительства нового городского архитектурного облика.
Долгое время участок, где позднее появится школа под №55, находился в частном владении князей Сапегов и не был по настоящему застроен. Его дальнейшую судьбу кардинально изменил переход в городскую собственность в 1981 году (хотя еще десятилетие ему было предназначено пустовать).
Однако все попытки львовской администрации продать этот земельный участок оказались тщетными в виду отсутствия желающих его приобрести. Поэтому было принято решение о сооружении здесь здания школы по проекту Я. Долинского, который начал претворятся в жизнь в 1891 году, а после своего успешного завершения распахнул двери перед молодыми львовянами.
На волне времени для удовлетворения возрастающей потребности в подготовленных специалистах в 1928 году была проведена реконструкция здания с целью разделения его на две части с отдельными входами для размещения в одной из них профессиональной школы швей, а в другой — по подготовке слесарей-механиков.
После смены подданства на советское (1939 год) в свете новых реалий, теперь уже просто средние, школы были разделены по языковому признаку: №55 с обучением на украинском языке и № 47 — на русском.
Пережив тяжелые дни Второй мировой, здание вновь распахнуло свои двери перед учениками двух школ под одной крышей, но в скором времени (1954 год) было принято решение о закрытии русскоязычной части с возможностью доучится в родных стенах ее ученикам.
А 1980-ом теперь уже украиноязычная школа № 55 Львова, оставаясь сосредоточием вековых традиций обучения, получила дополнительное помещение для размещение своего младшего блока, с тем чтобы через пять лет получить еще и статус памятника архитектуры местного значения.
И сейчас светоч знаний гордо несет свою высокую миссию сквозь все бури времени и изменяющиеся политические условия, чтобы подарить родному городу сознательное подрастающее поколение уверенное в своем будущем.
Архитектура
Трехэтажная архитектурная жемчужина в стиле украинского барокко на пересечении нынешних львовских улиц Степана Бандеры и Федьковича представляет собой асимметричный многоугольник сложного контура, сложенный из красного кирпича в ажурном обрамлении лепной отделки.
Французская рустика первого яруса с рельефной имитацией замкового камня над трехцентровой аркой проемов окон и дверей визуально отделена от общего объема опоясывающим лобовым карнизом сложного профиля.
Внешний же фасад верхних двух этажей пестрит обилием лепной отделки высоких приподнятых арочных окон, фигурной кладкой лопаток с геометрическим узором и декоративной картиной аттика в украинском стиле.
Особую же прелесть зданию придают стрельчатые шпили шатровых перекрытий объемных частей здания и духовых окон двускатной крыши, которые у центрального входа венчают флюгера.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Степана Бандеры, 91.
Официальный сайт: http://55-school.first.net.ua
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до Кольцевой. В западной части объездной повернуть на ул. Городоцкую, к которой в районе вокзала примыкает ул. Степана Бандеры.
Общественным транспортом до Львова (ориентир ж/д вокзал), а затем от вокзала пешим ходом 10 минут по ул. Степана Бандеры до здания школы №55.