История
Душа Бережанского замка, которая веками поддерживала ее защитников и не давала сломаться в трудные минуты многочисленных осад и кровопролитных сражений, выпавших на его долю за столетия охраны восточных рубежей Европы. Ее строительство было начато в 1554 году одновременно с возведением могучих стен твердыни прозорливым Николаем Сенавским (1489 — 1569), который знал цену духовной составляющей бытия и силу ее влияния на умы людей.
Спустя полтора десятилетия Троицкий костел же станет последним земным пристанищем своего основателя, когда его тело согласно завещания доставят в сопровождении короля Польши Сигизмунда II Августа (1520 — 1572) из далекого Люблина, чтобы упокоить в родных стенах, ставшего уже родовым, гнезда в Бережанах.
Белым мрамором с алебастровыми элементами в первой половине 1580-х окутает земную сущность упокоенных внутри пресвитерия храма Николая и двух его кровиночек (сыновей Иеронима и Яна) творение талантливого львовского скульптора Генриха Горста ( – 1612).
Позднее же под проникновенную речь брата Станислава из Езу ордена Босых кармелитов в новосооруженной стараниями Катерины Сенявской (в девичестве Костки) (1576 – 1647) западной часовне костела святой Троицы 21 октября 1619 года был похоронен и его единственный внук Адам Иероним (1576 – 1619).
Свой законченный облик храм Святой Троицы получил из рук все той же Катерины, благодаря финансированию которой в 1624-ом к основному периметру с северо-востока была пристроена симметричная часовня (как и предыдущая спроектирована Йоганном Пфистером (1573 – ) вместе с декором внутреннего убранства замкового оплота веры), в последствии ставшая усыпальницей всем трем безвременно почившим сыновьям своей основательницы и ее самой после кончины в 1647-ом.
Смерть последнего из Сенявских — Адама Николая (1666 — 1726) — (в нарушение традиции был похоронен в приходском костеле) и последовавшая за этим череда смены равнодушных хозяев из рода Чарторыйских, Любомирских, Потоцких, которые в силу своего баснословного богатства мало интересовались бережанской собственностью, поставила лишенную финансирования католическую святыню в сердце древнего замка на грань существования.
Лишь благодаря заботам отцов-коммунистов католического ордена Белых ксензов Троицкий замковый костел в Бережанах находился в относительно неплохом состоянии вплоть до воцарения на землях Галичины австрийской короны после распада Речи Посполитой, когда новая власть ощущая серьезную конкуренцию со стороны духовенства на бывших польских землях в безумном порыве ярости в приказном порядке закрыла большую часть монастырей. Отцы Коммунисты покинули свой храм и замковую башню, где обитали, в 1784 году.
Следы столетие запустения не преминули сказаться на внешнем облике храма-усыпальницы Сенявских, так что под давлением местной общественности Станиславом Потоцким (1824 -1884) в 1878 году были предприняты меры по возрождению святыни к жизни, а хранившие в ее помещениях спирт арендаторы изгнаны. Реконструкция продлила ее достойное существование еще на несколько десятилетий.
А потом будут страшные годы Первой мировой 1914 – 1918, во время которых по реке Золота Липа пройдет линия фронта со всеми ужасающими последствиями для населения и архитектуры города на ее берегу. Сильно пострадают замковые укрепления, достанется и хранителю его души у южной стены.
Двадцатилетняя реставрация польской власти на Галичских землях в межвоенный период ХХ столетия мало сказалась на судьбе замкового костела — разве что цинковые саркофаги из родовой усыпальницы будут вывезены в Пескову Скалу (Польша), а саркофаги Адама Иеронима Сенявского и его сыновей — в Вавельский замок (Польша) да ускорится процесс разрушения покинутой святыни.
Приступ атеистического безумства рожденный больной психикой советского строя, получившего западноукраинские владения силовым захватом во время Второй мировой войны, разрушил все что можно было разрушить — бережанский замковый храм стал одной из его жертв, когда в 1939 -1941-ом его нещадно разграбили представители новой «народной» власти. Лишь чудом удалось уцелеть уникальным резным надгробиям, которые заботливой рукой были укрыты за высокими стенами Олесской твердыни.
Так что лишенная должного внимания архитектурная жемчужина храмового зодчества встретила рассвет нового третьего тысячелетия в плачевном стоянии. Лишь передача ее вместе с крепостью, на территории которой она находится, в подчинение Национального заповедника «Замки Тернополя» подарили хранительницы души Бережан хрупкую надежду на возрождение.
Архитектура
В первоначальный этап строительства замка вошло и сооружение костела Святой Троицы в юго-западной части замкового комплекса, тогда еще однонефного храма с граненым пресвитерием, в котором прослеживаются черты как ренессанса (оформление окон), так и барокко(овальные ниши). Алтарная часть храма использовалась в качестве усыпальницы старшего поколения рода Сенявских вплоть до первой реконструкции (1878 год).
Позже к основной части были достроены две боковых часовни-усыпальницы и главный фасад украшеный скульптурами святого Николая и святого Станислава.
Западная часовня (1619 – 1624) с колонной алтарной частью из белого и красного мрамора в южной части была обязана богатству своего внутреннего убранства Иоганну (Яну) Пфистеру, который выполнил декоровые работы сводов, дверных проемов, а так же надгробий Адама-Иеронима Сенявского (1577 – 1619) и его сыновей: Николая, Александра, Прокопа, расположившихся в западной части храма. Восстановлены утраченные элементы декора часовни во время реставрации 1878 года под руководством Германа Конти.
Не декорированная Восточная часовня (XVII) предназначалась для упокоения последующих поколений Сенявских, но после реставрации 1878 года она приняла в свои объятья саркофаги из белого и розового мрамора старшего поколения фамилии: Николая Сенявского, его сына Геронима, брата Яна и невестки Анны, а также к ним присоединились саркофаги из Западной часовни.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бережаны, ул. Ивана Франко.
Тел.: (03548) 2-45-51, 2-45-52, 5-12-22.
Ссылки
- Исторические факты. История в картах
- Исторические факты. Сила суеверия
- Исторические факты. Украденная слава
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е50 (Р05) (Ужгород — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград — Днепропетровск — Донецк), которая проходит через город вдоль улицы Тернопольской до поворота на замок, на территории которого расположен Троицкий замковый костел.
Общественным транспортом на маршрутных такси из Львова / Тернополя до Бережан, а затем – от автостанции через мост в восточном направлении до замка (католический храм расположен внутри оборонного периметра) 2 минуты пешего хода.