История
В начале XVIII столетия (1721 год), когда кровопролитные завоевательные войны, казалось, остались позади и свои первые неуверенные шаги ступали прогресс и созидание, жемчужина житомирских земель, тогда еще входивших в состав Речи Посполитой, получила нового хозяина — богатое приданое, куда входил и Бердичев, полученное Николаем Фаустином Радзивиллом (1688 – 1746) за Барбару Завишу (1690 – 1770), приумножило и без того огромное состояние литовского княжеского рода.
Рачительность нового владельца в скором времени дала о себе знать повышением экономического благосостояния жителей города на берегу Гнилопяти. Вот только идиллии довелось продолжатся лишь четверть века… Безвременная кончина супруга стала настоящим ударом для Барбары, так что память о своем Николае она решила увековечить строительством нового городского храма в честь его небесного покровителя.
Исходатайствованное княгиней Радзивилл разрешение от Киевской митрополичей канцелярии на строительство нового костела в Бердичеве было датировано 8 мая 1748 года, а уже через три с половиной года в день зимней памяти Николая Чудотворца 6 декабря 1748 года деревянная святыня была освящена дзеканом Раковским.
Благодетельница не оставила свое детище и после сооружения, подписав фундацию от 25 марта 1750 года на земли под церковным комплексом (храм, дома священнослужителей, кладбище), пахотные земли, сенокос, хутор со всем имуществом (лес, пруд, сад, мельница, гумно, два огорода) возле Малых Низгорцев.
После смерти Варвары в знак благодарности и почтения ее трудов в костеле святого Николая по просьбе сына Матвея, получившего Бердичев в управление, 4 декабря 1774 года был освящен малый престол великомученицы Варвары, за что храм получил сверх имеющихся еще пахотных земель.
Николаевский храм находился под защитой рода Радзивиллов ровно до того момента, как после второго раздела Речи Посполитой житомирские земли оказались под властью скипетра российской короны в 1793 году и православия в качестве государственной религии. Николаевский приход уже через год был отдан в распоряжение последней, а католик по вероисповеданию Матвей Радзивилл начал длительную бескровную войну за возвращение своих земель, подаренных храму ранее.
Так, начиная с 1802 года, когда хозяин Бердичева совершил неравноценный обмен всех ранее дарованных Радзивиллами храму пахотных земель с хутором на гораздо меньшие по площади наделы близ Семеновки «в отдаленном и невыгодном месте», а через два года лишил приход и половины усадебной земли возле самой церкви, начались многолетние судебные тяжбы за имущество, по которым 13 июля 1816-го было принято решение в пользу храма с убытком (при этом в конце 1809 года церковным старостой был заключен контракт с мастером Иваном Андреевым на строительство колокольни за 530 червонцев).
Однако, на том судебном решении история противостояния не окончилась: в 1821 году князь вновь отнимает храмовые земли, а после судебной реформы 1824-го, когда Свято-Николаевская церковь в связи с близостью к Успенскому собору была лишена классности и статуса приходской, ее усадебные земли год спустя официально закрепляются как городские для строительства центральной площади с перспективой возведения нового каменного храма. Остались лишь погост да грунт под пятью избами церковнослужителей.
Следуя тенденции оставшийся единственным деревянным храмом Бердичева Никольский превращается в кладбищенский, приписанный к собору (1834), а после смерти Петра Борковского в 1848 году в него больше не назначаются настоятели (службы проводят священники кафедрального).
Непрезентабельный вид церкви в самом сердце города на заре прогрессивного нового ХХ века, видимо, заставил вспомнить администрацию о ее проблемах и том давнем нереализованном проекте возведения рядом с центральной площадью каменной святыни. В результате 30 ноября 1908 года в городе в присутствии епископа Чигиринского Павла прошли торжественные мероприятия приуроченные к освящению новой каменной церкви Чудотворца Николая.
Переворот 1917-го и установление власти большевиков на семь десятилетий кардинально изменил плавный ход истории святыни: в 1923-ем Свято-Никольский первый раз становится кафедральным собором, 4 февраля 1930-го — постановлением Окружного исполкома он лишается колоколов в пользу Фонда индустриализации страны, в феврале 1938-го его духовенство арестовывается, а 7 апреля того же года – и вовсе закрывается для богослужений.
Иначе как «странным» выбор власти советов этого храмового сооружения в качестве места проведения агитационной деятельности доктрины своей партии в 1920-х не назовешь. Видимо, в скором времени это осознала и новая бердичевская администрация, так что его в числе многих прочих быстро переквалифицировали в зернохранилище с конторским отделом.
Богослужения возобновились в Николаевской церкви лишь в феврале 1942-го, когда город находился в глубоком немецком тылу, а летом того же года оккупационные власти начали ее ремонтно-восстановительные работы.
До сих пор остается загадкой почему в послевоенный период, зарегистрированная в мае 1945-го как приходская обитель Искры Божьей не была закрыта в рамках атеистической политики коммунистической парии, а продолжала свою деятельность, хоть и в довольно стесненных условиях.
Заговорить в полный голос храму помогло обретение Украиной независимости в 1991 году, после чего богослужения стали носить регулярный характер, обновлен внутренний интерьер, создан профессиональный певческий коллектив, постепенно увеличивается количество прихожан. Так что статус собора, полученный из рук епископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия 7 апреля 1996 года стал для его духовенства достойной наградой.
На этом преображение справившей свой столетний юбилей главной православной святыни Бердичева не закончилось, а только вышло на новый уровень, суля блестящее будущее, о чем немало свидетельствует золочение ее куполов в 2013-ом и реставрация иконостаса.
Архитектура
Нынешний величественный каменный храм не идет ни в какое сравнение с тем деревянным построенным из дуба, ощелеванным сосновыми досками трехпредельным с опоясанием костелом под гонтовой крышей с тремя железными покрытыми позолотой крестами и колокольней на три колокола (в 1809 году возведена отдельностоящая колокольня на семь колоколов), который некогда стоял на этом месте. Его резной деревянный иконостас был украшен масляной росписью, но особую ценность составляли подаренные Барбарой Радзивиллдве иконы «Святителя Николая» и «Матери Божьей Ченстоховской».
Нынешний Свято-Николаевский собор Бердичева представляет собой сооруженный из кирпича с лепными элементами в необарокковом стиле ансамбль, состоящий из двухъярусной колокольни под шатровой крышей над притвором и храмового крестовокупольного здания с граненной апсидой в восточной части.
Главной доминантой храма служит огромный купол на высоком световом барабане, украшением которого выступают круглые люкарны-рамки со святыми ликами и одетая в позолоту главка с православным крестом. Основной его объем помимо фигурной кладки фриза и декоративных четвертьциркульных фронтонов декорируют парапетная балюстрада по верхнему контуру, пилястры коринфского ордера, раскрепованый лобовой карниз, витиеватые картуши с тимпанами, вторящие фронтонам сандрики.
Особенностями оформления колокольни, основные элементы которой отвечают общему стилю комплекса служат переходные межъярусные барокковые сплывы, угловые трехчетвертные колонны верхнего яруса и шатровое с главкой завершение.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Бердичев, ул. Европейская, 7.
Официальный сайт: http://sobor.berdichev.in.ua
Ссылки
- Заметки путешественника. Город боевого топора
Как добраться
Автотранспортом по трассам М21 (Е583) (Житомир — Бердичев — Винница — Могилев-Подольский). По городу вдоль улиц Житомирской или Волочаевской – Винницкой до Европейской, на которой находится главная городская православная святыня.
Междугородним транспортом из Житомира до Бердичева, а затем городским транспортом, следующим по ул. Европейской до Свято-Николаевского собора.