История
Рожденный вопреки расхожему правилу в следствии существования храма, монастырь на Градней горе Луцка появился через несколько веков после строительства первой деревянной Святодухской святыни в самом сердце древнего города на берегу реки стыр. Хотя и бытует мнение, что задолго до его появления именно на этом месте в XIII веке Василько Романович (1203 — 1269) заложил православную Василианская обитель.
Так сначала по инициативе супруги местного земского судьи Войцеха Станишевского Агнешки, которая в 1643-ем приобрела для братии бернардинцев в счет погашения долга еврейской диаспоры участок земли у прихода святого Якова рядом с деревянным храмом Святого Духа переданного на попечение ордена, было начато строительство дома Божьего.
И хотя земельный надел Станишевской оставался спорным еще три года вплоть до вынесения судебного решения (евреи отказались погашать долг перед костелом Якова), благодаря приобретенному рядом у Юзефа Сеницкого с благословения Владислава IV Вазы (1595 – 1648) участку и огромным пожертвованиям строительство деревянного монастыря бернардинцев не надолго отстало во времени.
Комплекс, который включал помимо келейного корпуса входили хозяйственные помещения, лесопилка, огороды и прилегающее кладбище, по желанию все той же щедрой меценатки, организовавшей фундацию и выкупившей рядом с костелом Святого Креста каменное здание в 1647-ом, пополнился госпиталем для убогих и немощных.
Вот только уже на следующий год при штурме Луцка войсками Богдана Хмельницкого (1595 – 1657) новопостроенная бернардинская обитель обратилась в буквально смысле слова в пепел, а братия покинула городские стены, чтобы вернутся лишь с окончанием военного противостояния.
На восстановление святыни братьев, под опекой которых находилось так много добрых начинаний, уже к концу 1650-х было собрано более двух тысяч злотых, так что в скором времени она вновь украшала и берегла городской центр от невзгод. Вот только сооруженный в целях экономии вновь из дерева монастырь в 1696-ом всепоглощающий пожар пустил по ветру.
В восстановленном прежнем виде храм простоял до 1720-го, когда инициатива тогдашнего настоятеля Адриана Калинского и крупные фундуши Ольшанских, Пясковских, Стрильнецких позволили задуматься о перестройке комплекса в камне. Воплощение в жизнь грандиозного замысла с венцом костела-розы в центре архитектора Павла Гижицкого (1692 — 1762) растянулось на десятилетия и было окончено лишь в первой половине 1750-х.
После аннексии луцких земель российскими войсками в следствии распада Речи Посполитой бернардинский комплекс захватили российские военные, которые использовали его стены на свое усмотрение вплоть до 1800-го, пока епископ Луцкий Каспер Казимир Цецишовский (1745 — 1831) не добился передачи монастыря в распоряжение римской католической церкви для размещения луцкой кафедры.
Вот только с усилением наступления православия на захваченных россиянами украинских землях, луцкий бернардинский монастырь в 1853 году все же был закрыт, а его стены в ближайшие несколько десятилетий по велению местной администрации поочередно сменили множество учреждений-квартирантов: тюрьма, городской совет, конюшни, арсенал…, которые постепенно довели ее до плачевного состояния.
Лишь родившаяся в 1887-ом идея размещения в бывшей обители учебного заведения заставила власти Луцка восстановить уникальную архитектурную жемчужину, с тем чтобы 30 сентября 1895 года перед учениками распахнула двери четырехклассная мужская гимназия. На этом преображение подковообразного храмового шедевра не закончилось, и он постепенно к началу ХХ столетия постепенно утратил оборонные черты (башни лишились своего завершения и озарились светом оконных проемов).
С возвращением Волыни в польское подданство на межвоенный период ХХ столетия в монастырских келиях разместились Луцкая публичная библиотека (с 1922-го), насчитывавшая тридцать тысяч собранных при содействии Польского научного общества экземпляров , и магистрат Волынского воеводства.
Советский режим после Второй мировой в «лучших» своих традициях спрятал за толстыми стенами обители самое страшное свое оружие против граждан — следственный отдел НКВД, который на посту служения обществу сменил более мирный исторический факультет педагогического института. Кроме того до 1964-го часть помещений занимала Волынская духовная семинария и библиотека уже в статусе городской продолжала нести искру знаний среди серости жизни под коммунизмом.
Огромный комплекс, признанный памятником архитектуры в 1985-ом, после обретения Украиной независимости в 1991 году не изменил веками сложившейся традиции — и поныне здесь работают областная библиотека для юношества и несколько небольших коммерческих предприятий, а часть комплекса вернулась в лоно христианской церкви, когда в 1990-х в получившую имя Василия Великого обитель ступила нога православных монашек.
Архитектура
Расположенный на холме над рекой Стрыем комплекс луцкого бернардинского монастыря представляет собой подковообразный двухъярусный полукруг (диаметр 75м), которой в виду первоначальной двойственной религиозно-оборонная роли имел на оконечностях осей две оборонные башни и усиленный двумя полукруглыми пристройками центр, прикрывающий жемчужину Троицкого собора с северо-востока.
Боковые крылья-галереи шириной десять метров имеют коридорую планировку с односторонним расположением комнат, а центральная и завершающие прямоугольные части — секционную. При претенциозной дворцовой планировке внешний декор выдержан в стиле аскетичного классицизма: раскрепованный карниз, лишенный декора фриз, пилястры дорического ордера, ступенчатые боковые фронтоны, высокие стрельчатые арки оконных проемов центральной части и лепной аркатурный пояс.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., г. Луцк, пр. Воли, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М19 (Доманово – Ковель — Луцк — Дубно — Збараж — Тернополь — Черновцы – Тереблече) / Н17 (Львов — Радехов – Луцк) / Н22 (Устилуг — Луцк – Ровно). В городе по улице Ровненской / Воли / Шевченко до бернардинского монастыря.
Общественным транспортом до луцких вокзалов, а потом в центр города (ориентир Театральная площадь), на которую выходит комплекс.