История
Когда во второй половине XVII столетия (первое документальное упоминание от 1665 года) на страницах украинских летописей появляется большое село Всехсвятское мало кому могло прийти в голову, что не пройдет и трех десятилетий, когда его земли будут поделены на две самостоятельные, принадлежащие разным хозяевам территориальные единицы: Доброполье и Мерчик (Старый), ставший настоящей легендой благодаря уникальному усадебному комплексу.
А началась история дворцового комплекса с появлением на Слобожанщине бравого вояки Федора Владимировича Шидловского ( – 1719), перед мужскими обаянием и отвагой которого не устояла дочь полковника Изюмского казачьего слободского полка Григория Ерофеевича Донец-Захаржевского ( – 1693). В виду малолетства мужских наследников после смерти последнего, чин и обязанности по охране харьковских земель от татар перешли к его предприимчивому зятю вместе с приданым супруги, выраженным в обширных земельных наделах губернии. Среди прочих в их реестре значилась и часть Всехсвятского села.
После прихода нового хозяина село под прежним название прекратило свое существования, а ему на смену приходит полковничья резиденция, фигурирующая в документах от 1693 года под именем Мерчик. Хотя отсутствие конкретики (общее описание от 1698-го «деревянная крепость» обсаженная дворовыми людьми с церковью Всех Святых при ней) не дает возможности говорить об устройстве комплекса крепости-усадьбы.
Какими путями имение стало собственностью племянника Федора — Лаврентия Ивановича Шидловского (1687 — 1735) доподлинно не известно, ведь все имущество находившегося уже в чине генерал-майора дяди было конфисковано в пользу российской казны в 1711-ом по обвинению в превышении служебных полномочий и растрату во время Польского похода после конфликта связанного с всесильным царским фаворитом Александром Меньшиковым (1673 – 1729). Так что имело ли место восстановление в правах опального военного командира, перепись села на племянника до ареста (предположительно 1708 год) или возвращение через хлопотание имущества родне петровскими чиновниками остается открытым вопросом.
Как бы то ни было, но Лаврентий Иванович, будучи человеком духовным и имущественным правопреемником своего дяди, считается первым официальным строителем усадебного комплекса в Мерчике позднее прозванного Старым и основателем дворцового парка (согласно переписи от 1724 года они уже существовали и были вполне благоустроены), хотя, возможно, возведение наново связано с разрушением более ранних сооружений во время нападения татар 1713 года, в ходе которого село значительно пострадало и были сожжены почти все деревянные здания.
Имению было предначертано существовать лишь два поколения (или полстолетия), пока в рамках грандиозной реконструкции 1776 — 1778 годов инициированной внуком Лаврентия, унаследовавшим имение после смерти отца в 1779-ом, Григорием Романовичем Шидловским (1752 — 1820), старый дворец и хозяйственные корпуса были снесены до основания, а часть его крепостных (около сотни душ) в знак доброй воли отпущены на волю.
Все усилия не оказались напрасными — дворцово-парковый ансамбль стал настоящим произведением искусства, примерив на себя роль одной из уникальных жемчужин в архитектурной сокровищнице империи. Вот только до сих пор ведутся споры об авторстве этого чудо-проекта в стиле Людовика XVI, ведь гармоничность всех деталей и целостность рисунка всего имения заставляют некоторых экспертов связывать его с именем знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли (1700 — 1771), хотя согласно воспоминаниям о Харьковской губернии 1788 — 1820 Василия Ивановича Ярославского (1780 — 1860) творцом указывается Александр Александрович Палицын (1749 -1816). А еще будут называться имена харьковского губернского архитектора Петра Антоновича Ярославского (1750 — 1810), метра классики Василия Ивановича Баженова (1738 — 1799), известных польских архитекторов от Мерлини до Цуга.
Из-за бегства внука-наследника огромного фамильного состояния, включавшего усадьбу в Старом Мерчике, за границу со своей кузиной разгневанный родитель вычеркнул его из завещания, и после смерти Федора Григорьевича в 1843 году все его имущество (за исключением двух сотен крестьян получивших по отцовской традиции вольную) переходит к любимой племяннице Наталье Александровне Орловой-Денисовой (1821 — 1881), которая в 1871-ом продает имение на Мокром Мерчике в рачительные руки статского советника Евгения Михайловича Духовского (1835 – ).
Новый хозяин хоть и поддерживает достойный облик основных сооружений комплекса, но парк и прочие вспомогательные строения и мемориальная часть приходит в упадок, зато появляются спиртзавод и конеферма, которые приносят Духовским неплохой доход достаточный для покупки дачи в Симеизе.
Вот только счастье длилось не долго – советы, пришедшие к власти в Украине на волне кровавого переворота 1917-го, экспроприировали имение в 1920-х и разместили в его стенах ветеринарный техникум. Он благополучно продолжал свою работу, практически не пострадав во время боевых действий Второй мировой войны, практически весь советский период и первые шесть лет независимости Украины, пока в 1997 году не был ликвидирован.
Весь урон уникальной усадьбе в Старом Мерчике нанесли человеческие корыстолюбие и равнодушие, когда на заре коммунизма ее строения были основательно разграблены новыми «хозяевами от народа», после погромов которых растворились незнамо где и уникальная турецкая коллекция, и мебель, и предметы интерьера, и посуда, и художественные полотна, а то что осталось методично уничтожалось на протяжении поколений существования учебного заведения, когда одно за одним исчезали архитектурные элементы декора. Так что третьему тысячелетию памятник украинского зодчества достался в довольно плачевном состоянии, но передача его министерству культуры возродила надежду на чудо жизни, а не прозябания на задворках истории.
Архитектура
Имение Шидловских на правом берегу реки Мокрый Мерчик некогда представляло собой огромный комплекс жилых, хозяйственных и вспомагательных помещений в окружении ландшафтного парка площадью пятьдесят гектар с многочисленными архитектурными дополнениями в виде изящных беседок, ажурных мостиков и белокаменных скульптур, террасами спускавшегося к пруду . Сейчас же о былом величии стиля Луи XVI напоминают лишь дворцовый комплекс, Всехсвятская церковь, два флигеля, дом конторы, амбар, руины паркового погреба да сиротливая скифская баба, которая ранее на пару со своей спутницей охраняла величественные ворота.
Дворец, признанный критиками уникальной жемчужиной Украины, представляет собой кирпичный оштукатуренный прямоугольный (42м х 15м) двухэтажный периметр с закругленными выступами торцов, под которым расположены глубокие подвалы. Расположенный на вершине правого склона глубокой балки он замыкает южную часть курдонера и является преддверием величия парка.
Внешнее оформление главного строения ансамбля элегантно и пластично: французский руст северной плоскости стен, сложнопрофильный карниз на кронштейнах, фриз декорированный гирляндами на торцах и вытянутыми прямоугольниками слуховых окон, неширокий архитрав, высокие прямоугольные оконные проемы в наличниках с замковым камнем, каннелированные колонны и пилястры с капителями ионического ордера, членящие пространство колонного портика (северный), ризалита (южный) центральной части и боковых фасадов. Но главной изюминкой служат небольшие архитектурные акценты в виде вазонов в глубоких арочных нишах, круглые розетки, барельефные украшения зеркал в виде гирлянд, картушей и скрещенных лавровых ветвей, ступенчатые ложные фронтоны, которые ранее украшал герб хозяев.
Внутренняя планировка дворца вдоль паркового фасада носит следы анфилады, в то время как остальные помещения свободной планировки. Изюминкой же главного здания усадьбы в Старом Мерчике служил овальный зал во всю высоту западного торца здания (ныне разбит на два яруса) увитый гирляндами с лентами и бантами во фризе, богатым лепным декором плафонов, филенок и карнизов, каннелированные пилястры дорического ордера. Из сохранившегося прочего архитектурного убранства стоит отметить круглые межкомнатные окна, люнеты над дверями, оконные и дверные наличники, профилированные карнизы.
Восточный флигель (павильон) курдонера, предназначавшийся для проживания богатых гостей, представляет собой одноэтажное прямоугольное (16м х 8м) приземистое кирпичное оштукатуренное строение под плоским перекрытием с секционной планировкой внутреннего пространства, в оформлении которого доминируют массивные лопатки французского руста межоконного пространства, а розетки с маскаронами над прямоугольными оконными проемами несколько смягчают общий силуэт.
Западный флигель (павильон), где некогда размещалась библиотека, представляет собой прямоугольный (16м х 8м) кирпичный оштукатуренный периметр замыкающий внутренний двор с запада и является зеркальным отражением своего расположенного напротив сотоварища: в нем так же рустованные лопатки чередуются с гладью стен, кое-где сохранившиеся маскароны печально взирают на белый свет, а оконные проемы без наличников украшает замковый камень.
Дом конторы (хозяйственный корпус) расположенный напротив центрального фасада дворца — двухэтажное кирпичное оштукатуренное строение выполненное в едином ключе с остальными строениями курдонера (рустованные лопатки, профилированный карниз, круглые розетки) с той лишь разницей, что центральная часть его главных фасадов подчеркнута ризалитами с арочными бровками и замковым камнем трех окон первого этажа. Его коридорная с двухсторонним размещением комнат внутренняя планировка под плоскими перекрытиями дополнена сводчатыми подвалами в виду хозяйственного назначения. Входы в здание устроены с торцов: на первый этаж через тамбуры под двускатной кровлей с треугольными фронтонами, на второй – по открытым внешним лестницам.
Амбар расположен в северо-восточной части комплекса рядом с храмом. Он является двухсветным квадратным в плане (сторона 10м) кирпичным оштукатуренным строением, отличительными чертами которого служат высокие треугольные фронтоны в обрамлении филенок с круглыми люнетами по центру двускатной кровли, трехарочное членение глухими нишами центрального фасада, гладкие лопатки, двухкамерная планировка внутреннего пространства, деревянный тамбур центрального входа и глухие ниши на месте оконных проемов, разделительные филенки межъярусного пространства.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., пгт Старый Мерчик, ул. Театральная, 1-а.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (М03) (Киев – Полтава – Харьков), а затем по Т2106 (Трасса Е40 — Старый Мерчик — Краснокутск). В поселке первый поворот налево (Ленина), а затем до улицы Театральной, где расположена усадьба Шидловских.
Общественным транспортом из Харькова (АС 2) / Краснокутска до Старого Мерчика (остановка при въезде в поселок), а затем пешком до усадьбы по ул. Ленина до Театральнойс ее дворцово-парковым комплексом.