История
Уже три десятилетия как по краснокутским склонам начали расселяться пришедшие под защиту слобожанских дремучих лесов в поисках лучшей доли выходцы из Корсуня-Шевченковского, когда на небосводе местного деревянного храмового зодчества в 1682 году стараниями отца Михаила Куницы зажглась новая звезда — церковь в честь Архистратига Михаила, которая стала вторым (первый соборный в честь святого Николая был возведен вместе с крепостными укреплениями в 1660-ом) храмом селения.
И хотя всего за четверть века в селении на берегах реки Мерлы один за одним появляются новые деревянные храмы (Успенский, Спасский, Вознесенский, Преображенский, Покровский, Архангельский), но после значительных разрушений Северной войны, когда Красный Кут оказался в самом эпицентре военного шведско-московского противостояния 1708 года и практически был обращен в руину, Михайловская церковь восстанавливается одной из первых, в отличии от Успенской, Преображенской и Архангельской, которые в виду скудости епархиальной казны до 1717-го не были положены в оклад.
Так что по состоянию на 1730 год Михайловская святыня была четвертой в округе по количеству прихожан, а ее опекой занимался уже сын основателя — Евстафий Куницкий, который к тому же успел обзавестись богатыми угодьями на прилегающих землях. Так что с ростом численности населения поселка год от года богател и приход.
Безжалостное время не пощадило деревянные стены церкви в самом сердце Краснокутска — к середине XVIII столетия периодические природные и человеческие катаклизмы привели их в ветхое состояние. Так что внуку Михаила — Василию Куницкому пришлось озаботится строительством нового храма, который вышел (строительство окончено в 1765-ом) даже краше прежнего: больший по площади, освещенный огромными окнами, с высокой деревянной колокольней рядом.
Последующее столетие и изменившиеся условия существования восточноукраинских земель после официальной аннексии их империей двуглавого орла поставили православие во главу угла слобожанского мироуклада как опорного столпа существования государства, что для Михайловской церкви обернулось новой модернизацией, и на этот раз в камне: в начале 1873-го епархиальным архитектором Федором Ивановичем Даниловым (1810 — 1885) был окончен проект, 5 апреля того же года губернатор подписал все документы для строительства, а непосредственно осенью начались работы.
По прошествии семнадцати лет (1880), когда внутренняя отделка, наконец, была завершена, перед краснокутскими прихожанами на высоком холме над Мурафой предстал величественный трехпрестольный (главный — Архистратига Михаила, южный — Преображения Господня, северный — Рождества Богородицы) лебедь храмовой архитектуры с высокой колокольней над притвором.
Однако и после окончания возведения основного здания, работы по обустройству комплекса в самом сердце древнего города продолжались вплоть до Первой мировой войны ХХ столетия. В тот период здесь появились двухэтажное здание церковно-приходской школы с библиотекой в 742 тома, которое использовалось так же в качестве хозяйственного (1890) и часовня (1900-е).
Кровавые большевицкие советы, захватившие украинские земли на волне переворота 1917-го, начали свой исторический путь с войны против религии, и те, кто вчера приветствовал гонения против католиков и мусульман сами оказались в роли изгоев — любая религиозная деятельность объявлялась вне закона. Лишенная всех своих пяти куполов православная святыня Краснокутска после десятилетия отчаянного сопротивления паствы в 1934-ом была закрыта.
Из огненного смерча Второй мировой войны храм вышел практически без потерь, да только последовавшие за этим советские десятилетия мало что изменили в его судьбе — как тысячи других он был приспособлен под склад, в ходе чего уникальные росписи, архитектурные акценты и предметы интерьера были погребены под руинами кощунственной переделки.
Заря украинской независимости стала рассветом и новой эпохи в истории Архангело-Михайловского, когда он в качестве признанного государством шедевра архитектуры, занимающего площадь в два гектара, и любимого детища всех верующих округи стал за шаг за шагом восстанавливать свои некогда утраченные позиции с началом возобновления в его стенах богослужений 18 ноября 1991 года и воскресной школы в конце 1990-х.
Архитектура
Четко выраженное крестовое в плане (33м х 22м) пятикупольное строение церкви с двухъярусной колокольней над притвором и пятигранной апсидой в восточной части является одним из ярких представителей псевдорусского архитектурного стиля Восточной Украины, в котором все архитектурные элементы составляют гармоничный рисунок, скрашивая рубленные формы основного силуэта и придавая ему воздушности.
Угловые лопатки французского руста на первом и гладкие на втором ярусе, массивные наличники оконных и дверных арочных проемов с перехватами и килевидными завершением, восьмигранные звезды, высокий световой барабан центрального купола и вторящие ему четыре меньших главки по углам средокрестия, двухрядье арочных оконных проемов нефа, разбивка на зеркала осей трансепта и нартекса с помощью сдвоенных лопаток и филенок, профилированные карнизы основного периметра перекликаются с восьмигранным верхним ярусом колокольни, сдвоенными лопатками среднего и рустованными — нижнего, ее глухой аркадой. Кроме того двойной визуальный акцент в виде главного купола и шатрового с люкарнами завершения звонницы возвышают массивный контур храмового здания.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Краснокутск, ул. Ленина, 126.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или Р46 (Харьков — Ахтырка) / Р45 (Сумы – Богодухов). Далее Т2106 (Старый Мерчик – Краснокутск) / Т1702 (Губаревка — Козиевка — Колонтаев), практически на пересечении которых в Краснокутске по ул. Ленина расположен хромовый комплекс.
Общественным транспортом из Харькова (автовокзал №2) до центра Краснокутска, где расположена Архангело-Михайловская церковь.