История
Постоянная жизнь на передовых рубежах фронта с татарами и турками требовала беспрецедентных стойкости и мужества от первых украинских поселенцев Слобожанщины, которые пришли сюда после длительного переерыва в три столетия с гарантиями свободы и ненападения от северной страны московитов. В этом нелегком деле в конце XVI столетия помощником была только вера в собственные силы и милость небес. Наверно, именно поэтому первыми в казацких селениях появлялись именно православные храмы.
Следовали этой традиции и в городе-крепости Изюм уже через столетие после основания насчитывалось аж пять храмов: Преображенский (соборный), Покровский, Вознесенский, Николаевский и Воздвиженский. Два последних находились неподалеку друг от друга рядом с древней переправой.
Начало история Николаевской церкви затерялось где-то между 1704 и 1709 годами, когда митрополит Иустин Базилевич ( – 1709) благословил строительство нового оплота веры на Изюмской земле. И хотя через через четыре десятилетия деревянный оплот веры обратился в пепел в следствии масштабного пожара 4 мая 1747-го, но прихожане не пожелали смерится со своей утратой – новый построенный на прежнем месте у моста через реку Донец по ходатайству и на средства Я. Катруха и Я. Онищенко храм был освящен уже в 1751 году.
Почти в то же самое время, когда появился приход святого Николая, неподалеку в леваде было начато строительство деревянного Крестовоздвиженского храма, который по описи 1719-го числится как действующий.
Его месторасположение в живописной речной долине сыграло с деревянной святыней злую шутку — уже в 4 августа 1753 года согласно обращения полковника Федора Фомича Краснокутского ( – 1765) к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу Горленко (1705 — 1754) было выдано благословение на разборку ветхого храма и строительство взамен него нового на прежнем месте.
Дерево, как довольно непрочный материал, позволил простоять строениям двух храмов на берегу Донца лишь пол-столетия, после чего оба эти оплота православия Изюма пришли в столь жалкое состояние, что требовали немедленной реконструкии.
Их рачительные хозяева-прихожане, уже не раз убедившись на опыте в разрушительной силе слобожанского климата и посчитав стоимость возведения нового храма из камня, решили объединить силы и средства, чтобы построить один единый храм по проекту Петра Антоновича Ярославского (1750 – 1810) на два прихода. Некоторые их имена и сейчас хранят пожелтевшие страницы истории: поручик Федор Тимошенков, казенный крестьянин Яков Гризодуб, изюмский купец Иван Бойков и церковный староста Гавриил Бойков, причем последние два кроме леса и денег пожертвовали более пятьдесят тысяч штук кирпича и колокол.
Освященный в 1821-ом он получил имя в честь одного (Воздвижения Животворящего Креста Господня) и правым предельным престолом в честь другого (святителя Христова Николая), который так же был посвящен святому Симеону Богоприимцу, а левый -
получил имена святых Евдокии и Пантелеймона-целителя.
В середине XIX столетия изящная жемчужина на вершине склона над Северским Донцом к построенной вместе с основным зданием колокольне получила два новых боковых предела, что несколько изменило ее внешний облик, но не исказило общей гармонии комплекса.
Трагические для украинского народа события большевицкого переворота 1917-го поставили Крестовоздвиженскую церковь Изюма, как и прочих ее подруг по несчастью, на грань существования, когда кровавые атеисты снизошли до дарования ей милости на существования, но запустение, поврежденное остекление и вандалы делали за них черное дело разрушения маленькой жемчужины.
Развязанная советами и фашистской Германией Вторая мировая война вообще чуть не стоила храму жизни, ведь во время боевых действий, в эпицентре которых на протяжении полутора лет находился город, снаряды не раз оставляли свои отметины на его стенах. Их находили рядом еще долгое время после того, как грохот канонад затих на западе.
Послевоенный советский период не принес в судьбу памятника архитектуры значительных изменений. Его все так же медленно убивали сырость устроенного здесь в 1950-х овощехранилища и химикаты мебельного производства, склады которого сменили предшественника десятилетием позднее.
Гражданская инициатива по восстановлению светоча веры Воздвижения Животворящего Креста нашла отклик у местных властей только, когда речь зашла о размещении на его площадях Музея народных ремесел, что позволило в 1987 году начаться долгожданной реставрации, которая открыла уникальные фрески знаменитой школы В.М. Васнецова.
Ветер украинской независимости принес на своих крыльях новый взлет в судьбе церкви над Донцом — стало возможным возвращение ей роли религиозного центра (первое богослужение состоялось 19 декабря 1990 года) и продолжение восстановительных работ уже в этом ключе. Так что в третье тысячелетие святыня вошла в сиянии всей своей первозданной красоты с исчезнувшей по мановению руки профессиональных реставраторов серой пелены времени.
Архитектура
Центральнокупольное крестоподобное (первоначальны трехчастный объем дополнили боковые пределы) в плане сооружение с одноярусной ныне колокольней над притвором Крестовоздвиженского храма Изюма представляет собой кирпичное оштукатуренное строение в стиле классицизма органично вписанное в ландшафт правого берега Северского Донца.
Доминантой внешнего декора служит массивный круглый барабан с арочными световыми окнами, поддерживающий золотой блеск четвертьсферического купола, которую лишь оттеняют строгие французский руст с замковым камнем портала притвора, полукруглые окна, прямоугольный орнамент фриза, главка колокольни, пилястры дорического ордера, массивный треугольный фронтон, полукруглая апсида и профилированные фронтоны.
Внутри барабан купола опирается на поддерживаемые мощными пилонами паруса и подпружиненные арки. Апсида перекрыта конхой, притвор и пределы — полуциркульными сводами. Общее пространство (за исключением восточной ветви) расчленено пилястрами, а пределы украшены двухколонным портиком тосканского ордера с запада и квадратным алтарем в восточной части. Главной изюминкой внутренней отделки служит сохранившаяся масляная роспись тематического и орнаментального характера стен и сводов.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Изюм, ул. Соборная, 5.
Ссылки
- Записки путешественника. Сладкий город Изюм
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Харьков — Должанский), которая проходит через Изюм. В городе возле автовокзала свернуть на ул. Паромную, а затем Соборную, последняя из которых выходит к церкви Животворящего Креста Господня.
Общественным транспортом из Харькова / Славянска до автовокзала Изюма, а затем два квартала в северном направлении по ул. Соборной до Крестовоздвиженского храма.