История
Праотец Слобожанщины, вернувший ее из векового плена забытья, которое посеяло на украинских землях Батыево нашествие 1240 года, в официальных летописях является так же основателем Изюмской крепости-сторожи, хотя и до того на левом берегу Донца у переправы напротив кургана Кременец полстолетия как стояли московские дозоры и охотились царские егеря.
Строительством слобожанской линии крепостей Григорий Иванович Донец ( – 1693) оттеснил границу влияния крымских татар на юг к Таврии (при этом набеги крымчаков на эти земли продолжались еще столетие), что позволило занять доминирующую над местностью Изюмскую высоту и соорудить город на месте бывшего укрепленного хутора кочевников на правом берегу Донца. Статус нового селения в виду его стратегического значения сразу был обусловлен как городской, что лишний раз доказало одновременное возведение каменных оборонных стен и каменного же собора (подавляющая часть церквей еще столетие после этого возводилась в виду дороговизны строительства лишь из дерева).
Начавшееся в 1681-ом строительство главного изюмского храма в честь Преображения Господнего изящной архитектуры украинского барокко уже спустя три года достигло своего логического завершения благодаря средствам все того же Григория Донец-Захаржевского и Федора Владимировича Шидловского (1677 – 1719), и новая главная изюмская святыня приняла в свои объятья своих первых прихожан.
Как бывало не раз, в развязанную россиянами Северную войну за господствование на Балтике были втянуты украинские земли, чтобы жизнями казаков добыть так жизненно необходимые для выживания царизма победы. Во время активизации военной компании мая 1709-го по пути из Азова в Полтавскую ставку в Изюме останавливался Петр I (1672 — 1725). Архитектура главного городского собора настолько поразила московского правителя, что он даровал православной святыне напрестольное Евангелие в серебряной оправе и священническую ризу суто-золотой парчи.
Несмотря на все несчастья первой половины XVIII (страшные эпидемии моровой язвы 1718 — 1719 и 1738 — 1738 — 1739 годов, очередная Крымская война 1736 — 1738 годов), которые едва ли оставили в живых четверть населения города в петле Донца, уже в 1751-ом была проведена масштабная реконструкция храма, в котором центральное место спустя пятнадцать лет занял величественный иконостас украшенный богатой резьбой по дереву и позолотой.
Коленопреклоненным 25 сентября 1825 года увидел Преображенский собор Изюма и Александра I (1777 – 1825) во время его последнего путешествия в Таганрог, а спустя три месяца (5 января 1826-ого) над его бренными останками здесь читали молитву об упокоении души в обители праведников.
Очередная эпидемия на слобожанской земле 1831 года и счастливое избавление от нее изюмских жителей стали причиной их горячих молитв благодарности Господу и щедрых пожертвований главной городской святыне (поручик Даниил Ефремович Зозуля, собравший на сей предмет более 7000 рублей серебром, Изюмский купец Яков Иванович Дехтерев пожертвовал от себя более 700 рублей серебром и помещик Федор Николаевич Дурнов, внесший в церковную кассу до 628 рублей серебром) , на которые была возведена колокольня с теплым храмом в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Хотя современники отмечали ее значительный диссонанс с архитектурой самой святыни.
Видимо именно по причине эстетического несоответствия первоначальная колокольня была разобрана (теплый храм остался) в 1886 году в рамках увеличения объема храма за счет пристройки притвора, и возведена новая с западной стороны.
Мода на неорусский стиль начала XIX столетия не обошла стороной главную изюмскую православную святыню, когда в ходе реконструкции 1902 — 1903 годов по проекту епархиального архитектора Михаила Ивановича Ловцова (1850 – 1907) у стен Преображенского собора появились завершения в виде кокошников, а место разобранных (исключая центральную) глав с купольным завершением заняли маковки.
Однако размеренная, благополучная жизнь любимицы округи для церкви закончилось вместе с приходом к власти на Слобожанщине после кровавого переворота 1917-го большевиков, которым было чуждо все духовное: сначала под запрет попали богослужения и были вывезены все сколько-нибудь ценные предметы культа (начало 1930-х), затем была до основания разрушена часовня Тихвинской иконы Божьей Матери (1938), а при отступлении из города осенью 1941-го красные взорвали ее колокольню.
Вторая мировая не только лишила изюмский собор голоса, но и забрала в своих безжалостных объятьях притвор, восточную и западную главки, чем оказала ему несказанную услугу — при восстановлении 1953 — 1955 годов было решено вернуть уникальному памятнику зодчества первоначальные черты, для чего были разобраны архитектурные временные наслоения, достроена западная ветвь, в первоначальном виде восстановлены угловые главы и настенный декор.
Так что свое трехсотлетие храм Преображения Господнего Изюма встретил помолодевшим, но все таким же, каким его знали от сотворения города с единственной особенностью — годом ранее (1983) его кровля, не смотря на все негативное отношение советской власти к религиозным памятникам прошлого, покрыта дорогостоящей медью.
А независимость Украины дала возможность городскому собору расправить крылья во всю ширь и окончательно вернуться к истокам — 8 октября 1991 года в заново освященном митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом храме состоялось первое после десятилетий забвения богослужение, послужившее началом новой духовной жизни под знаком Иисуса.
Архитектура
Уникальная и характерная своими чертами украинского барокко самая древняя архитектурная жемчужина Харьковской области вобрала в себя черты деревянного храмового зодчества на ряду с максимальным использованием возможностей лекальной кирпичной кладки, что создало неповторимый рисунок крестообразной (ось – 25м) в плане пятиглавой кирпичной побеленной по затирке святыни.
Весь силуэт благодаря трехъярусным примыкающим к центральному объему пятигранникам ветвей при небольшом периметре устремлен ввысь, а многочисленные архитектурные штрихи как-то: шлемовидные завершения, декоративные зубчатые пояса машикульного типа, акцентирующие углы плоские лопатки, трехчетвертные и полуколонны на кронштейнах с перехватом посередине, подоконная аркатура, наличники с кокошниковым завершением пятицентровые оконных проемов и трехцентровые ниш, подчеркнутые резными полуколоннами и арочными нишами порталы входов – визуально облегчают массивный объем, делая его невесомым.
Храмовое внутреннее пространство воспринимается как единое благодаря трехцентровым подпружиненным аркам между осями и центральным объемом, а так же трапециевидным сводам украшенным масляной росписью.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Изюм, ул. Старопочтовая, 12.
Ссылки
- Записки путешественника. Сладкий город Изюм
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Харьков — Должанский), которая проходит через Изюм по улице Старопочтовой с Преображенским собором.
Общественным транспортом из Харькова / Славянска до автовокзала Изюма, за поворотом от которого по ул. Старопочтовой расположен главный городской храм.