История
Молодая страна советов после переворота 1917-го и первых лет ее становления требовала помимо партийной религии новых направлений реализации нерастраченной энергии трудового человека. Не долго думая одним из них был выбран спорт как наиболее массовое и менее затратное. Тем более, что строительство площадок и стадионов возложили на плечи трудовых коллективов предприятий в нерабочее время.
До Харькова у столичных властей руки дошли в 1925-ом, когда распоряжением самого всемогущего наркома международной торговли Анастаса Микояна (1895 — 1978) на месте Свято-Духского кладбища по выигравшему конкурс проекту студента заочного архитектурного отделения Зиновия Пермиловского (1905—1968)) было начато строительство стадиона, первоначально получившего имя «Металлист» в честь курировавшего его профсоюза.
Согласно планам партии торжественное открытие спортивной арены с нестандартной и неровной беговой дорожкой, единственной западной трибуной в лесах и соответствующим нормам футбольным полем состоялось 12 сентября 1926 года лишь благодаря работникам местного паравозостроительного завода, силами которых все это было построено. Апофеозом развлекательного действа, собравшего, как рапортовали советские газеты, восемь тысяч зрителей, стал товарищеский футбольный матч между «Металлистом» и днепропетровской сборной, закончившийся в ничью со счетом 2:2.
Конечно же работы по реальному завершению проекта продолжались, и снова торжественное открытие 26 мая 1927-го уже переименованного в честь его творцов в «ХПЗ» стадиона, но на этот раз уже более подготовленного со спортивными залами, раздевалками, асфальтированным полукилометровым велотреком, гандбольной и легкоатлетической площадками и… вновь не вполне законченными железобетонными трибунами на пять тысяч человек, что не помешало харьковчанам обыграть на нем в первом международном матче команду из Саксонии со счетом 4:3.
Лишь осенью того же года западный и северный насыпные валы с лавками были окончены, что было приурочено к десятилетию революции, и на три года закрепило за харьковским стадионом звание главной футбольной ареной Украины.
А уже спустя шесть лет в виду открытия конкурирующего стадиона Динамо (1931) коминтерновскому спортивному центру потребовалась реконструкция, в ходе которой появилась восточная трибуна вместимостью пять тысяч человек с огромным спортивным залом под ней, а западная расширена до шести тысяч посадочных мест. Эстетический вид облагородили статуями физкультурников, цветочными вазонами и зелеными насаждениями. В 1940-ом его по неизвестным причинам переименовали в «Зенит».
Под таким именем от пережил весь военный период и четыре послевоенных года, пока у восстававшей из руин Украины руки дошли до полуразрушенного спортивного сердца второй столицы (с разворачиванием боевых действий Второй мировой войны, завод его курировавший, спешно был эвакуирован за Урал, чтобы внести весомый вклад в Победу выпуском знаменитой Т-34, а его оставленное на произвол судьбы детище сильно пострадало от бомбежек и местных жителей, которые разобрали все деревянные конструкции на дрова).
Восстановление стадиона началось лишь в 1949-ом, а уже на будущий год он принимал на своем поле переименованном как и его команда в «Дзержинец» группу «Б» футбольного чемпионата союза. Спортивную арену вместе с командой еще раз переименуют («Авангард» в 1956-ом), прежде чем она вернет свое первоначальное название «Металлист» (1963), под которым она известна и доныне.
Очередная реконструкция стадиона началась в 1966 году и с перманентным успехом длилась почти четыре десятилетия. На ее первоначальном этапе были достроены северные и южные стенды, увеличив общее количество зрительских мест до сорока тысяч, появился навес над западной и северной трибунами, установлено электронное табло, сооружена дренажная система, ставшая залогом лучшего в Украине футбольного газона. Позднее у комплекса появятся волейбольное и баскетбольное поля (1970), спустя девять лет будет демонтирована южная трибуна (ее тогда так до конца и не восстановят) и перестроена западная (1998).
Приуроченная к ЕВРО 2012 реконструкция, а по сути большей частью возведение наново, харьковского стадиона «Металлист» началась в июне 2007 года, через полтора года 5 декабря матчем Металлист — Оболонь состоялось торжественное открытие обновленной спортивной жемчужины.
С тех пор начался звездный этап в карьере спортивной арены Харькова — он был признан достойным принимать финальные матчи розыгрыша Кубка Украины, игры национальной сборной и даже имел честь быть участником грандиозного действа ЕВРО 2012 (три игры). Так что сейчас «Металлист» по праву носит звание одного из лучших стадионов страны и с уверенностью смотрит в будущее, с 2017 года будучи домашнего для чемпиона Украины «Шахтер» (Донецк).
Архитектура
Реконструированная одноярусная домашняя арена ФК «Металлист» (Харьков) ныне вмещает тридцать пять тысяч человек (126 мест для людей с ограниченными возможностями) на площади двадцать восемь тысяч квадратных метров (чаша и помещения), причем согласно нормативных документов защита всех посадочных мест от атмосферных осадков стопроцентная. Высота здания до конька крыши максимально составляет 33м (3 — 5 этажей).
Общая площадь комплекса – 7,08га. Поле с 97% натурального газона имеет размеры 105м х 68м и опоясано по периметру беговой дорожкой. Его освещают прожектора мощностью 2000 люкс, а для удобства зрителей на территории размещено 33 внешних и внутренних монитора, а так же два электронных табло.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Плехановская, 65.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С Харьковской объездной по проспектам Московскому / Гагарина — ул. Молочной — ул. Плехановской до стадиона «Металлист».
Общественным транспортом по железной дороге / автобусом до вокзалов Харькова, а затем городским (метро / трамвай / автобус), следующим до станции / остановки «Спортивная» или «Метростроителей».