История
Когда вся цивилизованная Европа уже пол-столетия как избавилась от постыдного пережитка прошло — рабства, а железные артерии промышленно-экономической жизни интенсивно опутывали собой ее территорию, чтобы принести прогресс и процветание, в Российской империи наконец было отменено крепостное право (1861). К вопросу же южного железнодорожного сообщения у царского правительства руки дошли еще через пять лет — 12 февраля 1866 года прошение харьковского губернатора Александра Карловича Сиверса (1827 — 1887) о ее закладке было передано на подпись Александру II (1818 — 1881).
А 21 октября того же года уже был утвержден план прокладки городской части железнодорожных путей Харькова с привязкой к местности в рамках концессии на строительство участка Курск — Харьков — Ростов-на-Дону под руководством Самуила Соломоновича Полякова (1837 — 1888).
Так что закладка первого камня в основание будущего пассажирского железнодорожного вокзала по Екатерининской 18 сентября 1868-го по ранее разработанному проекту Андрея Андреевича Тона (1800 – 1858) пришлась как нельзя вовремя, ведь на его строительство отводилось всего пол-года и едва поспело к прибытию в 11:30 22 мая следующего года первого столичного поезда.
После открытия сообщения с Кривым Рогом, Славянском, Таганрогом и переводом Харьковско-Николаевской железной дороги в государственную собственность (1881 год) харьковская Екатерининская стала центральной восточной городской магистралью, что обеспечило ей открытие бельгийской акционерной компанией конки в 1882 году.
Расширение направлений деятельности харьковской железной дороги и увеличение пассажиропотока к концу XIX столетия остро стал вопрос сооружения для города нового железнодорожного вокзала. Так уже 29 апреля 1895года на совещании по поручению министра путей сообщения империи было вынесено положительное решение по этому вопросу.
Электрические новшества в виде фонарей мощностью в тысячу свечей добрались до главной слобожанской станции в 1896 году, когда и само здание, и платформу, и перегон Усовский — Кузинский по ночам залил искусственный свет. А через четыре года все еще в старом здании для удобства пассажиров была организована камера хранения.
Освящение нового, а по сути перестроенного, по проекту архитекторов Сергея Илиодоровича Загоскина (1836 — 1904) и Юлия Семенович Цауне (1862 — 1930) железнодорожного вокзала Харькова состоялось 10 июня 1901 года. Причем вобравший в себя прежнюю постройку колосс стал одним из крупнейших среди подобного типа строений в империи, чтобы в первый день нового 1902 года, наконец, принять первый поезд из столицы Украины.
Железнодорожный прогресс Харькова в начале ХХ столетия набирал темп как паровозы, прибывающие на его станцию: гендерное равенство для носильщиков (1906), объединение под названием «Южная казенная железная дорога» Севастопольского и Николаевского направлений (1907), школа телеграфистов, электрический телеграф и зал ожидания с крытым наземным переходом (1912).
Развязанная Россией Первая мировая война и ее последствия в виде большевицкого переворота 1917-го похоронили и саму империю двуглавого орла, и ее правителей, и миллионы судеб, и железную дорогу ими созданную. Практически по состоянию на 1921 год Южное и Донецкое сообщение отсутствовало.
Молодая страна советов, осознавая всю важность основной коммуникативной системы поставила одним из главных приоритетов первостепенное восстановление железной дороги, как главной артерии жизни промышленности. В межвоенный период в эксплуатацию били ведены сотни новых километров пути Харьковской железной дороги и частично обновлен подвижной состав.
Вторая мировая, которая подступила к Харькову осенью 1941-го, свела все достижения прошлых десятилетий на нет: перед отступлением красные к 22 октября эвакуировали весь подвижной состав, во время оккупации помимо налетов наибольший урон нанесли периодические диверсии. Вокзал же встретил День Победы 1945-го в руинах, хотя работы по восстановлению начались сразу после освобождения (только за три последних месяца 1943 года было восстановлено 2315км путей, 519 железнодорожных мостов).
Но для нормального функционирования пассажирского железнодорожного сообщения Харькову срочно требовалось новое здание станции. Ввиду масштабности проекта и общих огромных городских разрушений к строительству по проекту команды архитекторов (Г. Волошин, Б. Мезенцев, А. Лимар) приступили лишь в начале 1950-го.
Здание в стиле сталинского ампира благодаря титаническим усилиям треста «Южтрансстрой» уже 2 ноября 1952 года было торжественно открыто.
А дальше будут реконструкция по расширению южного крыла и пристройка шестнадцатиэтажного отельного комплекса «Экспресс» (1978 — 1982), косметический ремонт (2003) и облагораживание внутренних интерьеров (2016). Так что сейчас информационно-логистический центр станции станции Харьков-Пассажирский идет в ногу со временем, с каждым днем все больше расширяя границы реестра своих услуг для комфортного путешествия миллионов своих клиентов.
Архитектура
Нынешнее двухэтажное прямоугольное в плане (270м х 25м) здание харьковского железнодорожного вокзала в стиле сталинского ампира площадью 32,6 тысяч квадратных метров расположено перпендикулярно основной западной городской магистрали (ул. Полтавский шлях). Высота его расположенного в центральной части зала составляет 26м, а башен – достигает 42м.
Главными архитектурными элементами здания служат десятиколонный портик коринфского ордера (ему вторят пилястры портала) главного входа, огромный крестовый купол центрального зала и две квадратных башни восточного фасада, подчеркнутые одноярусными колонными портиками дорического ордера. Общее декоровое оформление здание богато и разнообразно: модильоны, французский руст, профилированные карнизы, пилястры, оконные наличники, сандрики, две скульптурные группы, аркатуры, угловые фиалы башен, изящные балясины парапетов, лепной декор и лопатки.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, Привокзальный майдан, 1.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков) или М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь). С Харьковской объездной по улице Полтавский шлях (восточная часть) до ул. Евгения Котляра, которая через два квартала выходит к Привокзальной площади.
Общественным транспортом до железнодорожного вокзала Харькова. В городе метро до станции «Южный вокзал».