История
История изящного особняка по Сумской №61 началась в густой чаще непроходимых лесов, когда в начале XVII столетия на труднодоступном участке между Харьковом и Лопанью гонимые религиозно-политическим давлением Речи Посполитой выходцы с Западной Украины заложили крепость, поверив лживым обещаниям защиты московитов. Хотя в действительности эта местность войдет в городскую территорию лишь спустя столетия.
А до того, в конце XIX столетия, приближающаяся с юга городская черта сделали Сумское шоссе с регулярным движением дилижансов на Москву одним из самых привлекательных мест для усадебного строительства, что решила использовать для наполнения административного бюджета местная власть, объявив в 1894-ом масштабную распродажу участков в конце Сумской, которая тогда доходила лишь до Ветеринарного института.
Первой владелицей участка под будущим №61 стала супруга потомственного почетного гражданина Харькова, советника коммерции Велитченко Ивана Кириловича — Ольга Ивановна (до замужества Ващенко), которой принадлежит честь появится в качестве его хозяйки в реестре от 1898 года.
А вот кто являлся действительным заказчиком и инвестором реализации строительства роскошного особняка по проекту художника-архитектора Андрея (Артемия) Ивановича Горохова (1874 – ) до сих пор вызывает горячие споры экспертов. Поводом к сомнениям послужило две даты закладки будущего дворца (1912 и 1914), а так же факт продажи участка в 1914-ом госпожой Велитченко издателю газеты «Наш край» Александру Александровичу Иозефовичу (1850 — конец 1930-х).
Общепринятая версия все же склоняется в пользу совладельца глашатая союза горнопромышленников как сотрудничавшего с архитектором Гороховым в 1913-ем на перестройке двухэтажного типографского здания по Сумской 13 (на верхнем этаже которого ранее проживала Александр Александрович с супругой Александрой Павловной). Но радость обладания одной из прекраснейших городских архитектурных жемчужин длилась не долго…
После окончательной аннексии восточно-украинских земель режимом красного террора большевики экспроприировали в том числе частную собственность почетного гражданина Харькова Иозефовича, с третьей попытки закрыв газету «Наш край» 12 декабря 1919 года, а его роскошные личные апартаменты были кощунственно превращены в концентрационный лагерь, в застенках которого с августа 1920 по февраль 1922 годов нашли свой ужасный конец многие представители слобожанской интеллигенции.
В межвоенный период ХХ столетия отгороженный от мира высокой кованной решеткой особняк новой властью был приспособлен под нужды Общества старых большевиков, существованию которого положила конец развязанная советами и фашистской Германией Вторая мировая война, лишь краем зацепившая роскошную виллу.
Отступившая на запад линия фронта в 1944 году дала простор для восстановления мирной жизни слободской столицы, в которой бывшему особняку Иозефовича (одно из немногочисленных полностью уцелевших зданий) была отведена роль Дворца пионеров, в шестидесяти девяти кружках которого занимались более тысячи трехсот детей. Конечно же было очевидно, что двадцать комнат — слишком малое пространство для внешкольного досуга столь внушительного количества детворы и лишь временная мера.
После полутора десятилетий стесненного положения и реставрации бывшего здания Ветеринарного института (в какой-то момент его планировалось снести в виду ветхости) в 1962-ом Дворец детского и юношеского творчества сменил адрес свой прописки на Сумскую 37, освободив площади особняка издателя, двумя годами ранее лишившегося своего кованного ограждения, под отдел записи гражданского состояния, звуки марша Мендельсона которого звучат в этих стенах и доныне.
Архитектура
Сложнопрофильный в контуре (прямоугольный периметр в окружении крытых террас, ризалитов на полуколоннах, разорванных колонных портиков) одно — двух ярусный силуэт на высоком цоколе по Сумской 61 в Харькове больше похож на небольшой изящный дворец, чем на загородную резиденцию одного из местных магнатов начала XIX столетия.
Изысканная роскошь неоренессанса в каждом изгибе полуовальных колонных портиков дорического ордера с балюстрадой, вычурности ниши-портала центрального входа с изящным рисунком треугольного фронтона в обрамлении филенок на модильонах и ступенчатого завершения, легком контуре пилястр ионического ордера второго этажа, воздушности вазонов межярусного парапета, реалистичности скульптур львов у пятиступенчатого лестничного марша, детализированном лепном орнаменте розеток и гирлянд, карнизах большого выноса над триглифами фриза благодаря искусству мастера создали неповторимый, логичный по сущности и духовной структуре рисунок.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, ул. Сумская, 61.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Киев — Лубны — Полтава — Харьков), М26 (Харьков — Запорожье — Симферополь) или М27 (Харьков — Белгород). С объездной по Сумской до бывшего особняка Иозефовича.
Общественным транспортом до вокзалов Харькова, а затем городским (метро / трамвай / автобус) до остановки «Майдан Свободы» / «Университет», а затем два квартала по Сумской до харьковского Дворца бракосочетания.