Отец, сын и город Льва

Иногда судьба-шутница любит преподносить сюрпризы круто меняя жизни своих земных подопечных вознося на вершину вчерашних подневольных по праву рождения и низвергая в пучину бесславия тех, кому были доступны все блага мира, и не редко такие социальные метаморфозы случаются в пределах всего двух поколений одной семьи как подтверждение народной мудрости «на детях гениев природа отдыхает»…

Вчерашний крестьянин гетмана Станислава Конецпольского он сам решил свою судьбу, когда под угрозой смерти в шестнадцатилетнем возрасте стал беглецом. Но здравый смысл, неуемная энергия и целеустремленность не дали Павлу Кампиану (при рождении Вощина) пропасть в этом мире – поступление в Краковский университет на будущий год, магистерская степень по философии со знанием медицины, философии и гуманистических наук в 1552-ом и степень магистра медицины Болонского университета (1556) обеспечили ему блестящее будущее.

…В том числе во Львове, гражданство которого он получил вместе с должностью главного городского лекаря спустя четыре года после французского диплома. А дальше будет круг городских патрициев, статус одного из наиболее влиятельных горожан, должность члена городского совета и, как заслуженная награда, сан бургомистра.

Но в историю он вошел не столько своими делами на социально-политической арене столицы Галичины, сколько ролью фактически первого ее банкира, когда в 1599 году основал собственный банк призванный защитить горожан от ростовщического произвола (максимальная сумма ссуды в 100 злотых выдавались на полгода под 4%, а меньше 50 злотых – была беспроцентной), а так же не без выгоды для себя ссужая магистрат немалыми средствами полученными от медицинской практики во время многочисленных львовских эпидемий под залог с правом управления городского имущества.

Причем главным денежным хранилищем первого львовского банка стала будущая родовая усыпальница Кампианов у стен Латинского собора как самое надежное место во всем городе под опекой католических святых.

Его, сын Мартин Кампиан, не только унаследовал все немалое состояние отца, не смотря на все претензии со стороны Конецкольских как законных хозяев основателя рода Кампианов, но и положение во львовском обществе с должностью бургомистра, которыми он не преминул воспользоваться, закрыв два других кирпичных завода кроме своего, получив контроль над алкогольным акцизом, организовав военные отряды «гайдуков» личного подчинения за городской счет, которые не один год наводили ужас на округу, а так же, не смотря на возражения городского общества, с помощью послушного городского совета, задолжавшего ему пол-города, организовал выгодное для себя строительство новых крепостных укреплений.

За непомерную алчность и беспринципность Мартина лишили не только должности, но даже львовского гражданства, хотя польский король, получив его подкрепленные щедрыми аргументами в золоте жалобы на магистрат, и рекомендовал городу вернуть Кампиану все его привилегии и саны. Да только в перипетиях борьбы с городом Льва победу одержал последний, а мартина похоронили в той самой фамильной часовне у стен главной католической святыни города.

11-03-2018 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.