Часовня Кампианов

История

Внешний (северный) фасад львовской часовни Кампианов
Внешний фасад часовни Кампианов во Львове

«Человек — сам творец своей судьбы» — эта фраза в полной мере относится к простому крепостному могущественного рода Конецпольских из города Новополе над речкой Пилица, который своей только волей поднялся на наивысшую ступень городской иерархии столицы восточных земель Речи Посполитой. Павел Вощина (1527 – 1600).

Побег. Краковский университет и степень магистра философии (1552). Болонский университет и высокое звание доктора медицины (1556). Но настоящее восхождение на вершину власти и могущество для Павла уже под новой звучной фамилией Новокампиан (позднее сокращена до Кампиан) началась с переездом и принятием гражданства Львова в 1560-ом.

Скульптурная композиция "Гроб Господень" возле восточной стены часовни Кампианов
Скульптурная композиция "Гроб Господень"

Лекарское искусство, сделавшее его сверх богатым во время бушевавших в средневековье эпидемий холеры и чумы, волевой характер, расчетливость и предпринимательская жилка в скором времени ввели амбициозного талантливого беглеца в высший свет львовского общества. Городской лекарь, патриций, член городского совета с 1584 года и, наконец, бургомистр.

Достигнув социальной вершины, пора было позаботится и о душе. А разве может быть на земле место более близкое к Богу чем у стен самого величественного и прекрасного городского Латинского собора. Так что для строительства фамильной усыпальницы Кампианов под именем часовни Бичевания Христа была выбрана именно северная стена главного католического львовского храма. Работы были начаты в 1585 году.

Но, не смотря на предполагаемую духовную сущность, пока неспешным ходом велась отделка часовни с использованием таланта лучших мастеров и самых дорогих материалов, рачительный ум Павла приспособил пустующее строение под защитой кафедральных стен к исполнению функций хранилища (в 1599 году Н. Кампиан открыл во Львове первый банк, активы которого на первоначальном этапе временно размещались в будущей усыпальнице).

Сюжетные библейские горельефы часовни-усыпальницы Кампианов
Сюжетные библейские горельефы

А уже в следующем 1600 году еще не оконченная часовня приняла навечно в свои объятья земной прах своего основателя. Работы же по ее обустройству согласно завещания отца были продолжены Мартином Кампианом (1574 — 1629) и официально завершились лишь в 1619 году, хотя на протяжении следующего десятилетия на ее северном фасаде появились три горельефа с картушами и розетками.

Одна из множества построенных в XVIXVIII столетиях часовен Латинского кафедрального она, тем не менее, стала жемчужиной в его короне благодаря таланту зодчих ее создававших. Неудивительно, что во время множества реставраций собора мастера не обходили усыпальницу Кампианов своим вниманием: инициированные Юзефом Бартоломеем Зиморовичем (1597 – 1677) капитальный ремонт и новые надгробия (1660), переобустройство главного входа и роспись центрального плафона библейскими сценами (1774), устранение незначительных последствий действия времени (1905 — 1907)…

Скульптура Христа из композиции "Гроб Господень" восточной стены часовни Кампианов во Львове
Скульптура Христа из композиции "Гроб Господень"

А на заре нового тысячелетия (2008 — 2009) у восточного фасада храмового сооружения появилась перенесенная с кладбища скульптурная композиция «Гроб Господень», которая заполнила собой пустующее пространство между часовнями Кампианов и Вишневецких, знаменуя окончательное оформление храмово-погребального комплекса северного фасада главной католической святыни Львова.

Архитектура

Конечно же архитектурное творение, к созданию которого приложили свое вдохновение, гений и талант такие мастера как П. Римлянин, В. Капинос, Я. Пфистер, А. Бемер, Г. Горст, В. Капинос, С. Стоинский, С. Чешек… не могло оказаться безликой посредственностью. Вот почему ренессансный квадрат (сторона 8м) из разноцветных песчаника и кристаллического алебастра со входом из Латинского собора называют главной жемчужиной в ожерелье часовен храма.

Часовня Кампианов во Львове
Часовня Кампианов

Массивный граненный цоколь центрального (северного) фасада часовни Кампианов уравновешен дорическим фризом с головами львов и резными розетками, а изящные пилястры тосканского ордера — легким карнизом. Основным же смысловым элементом оформления внешней стены храмово-погребального комплекса служат горельефы «Снятие с креста», «Воскресение», «Явление Христа Марии Магдалине» с соответствующими им картушами и овальные медальоны «Верность» (собака на саркофаге), «Быстротечность бытия» (птица и ваза) и «Бессмертие души» (феникс над погребальной урной).

Роскошное внутреннее убранство усыпальницы из разноцветного мрамора с искусной росписью стен и утонченной скульптурой дополнено мелкими архитектурными деталями в виде картушей с эпитафиями, сталактитовыми розетками, сложнопрофильными карнизами, пилястрами тосканского ордера. Доминантой же его служит массивный алтарь работы Гернриха Горста с фигурами святых Петра и Павла из красного мрамора на нижнем ярусе Августина и Иоанна Крестителя — на верхнем.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пл. Кафедральная, 1.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). По городу вдоль главной до пл. Мицкевича, а затем пешком один квартал по ул. Театральной до Латинского кафедрального собора с усыпальницами по периметру.

Общественным транспортом до Львова, а затем на городском транспорте до центра города (остановка «площадь Ивана Подковы»), далее — один квартал в северном направлении до часовни Кампианов возле храма.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Часовня Кампианов на карте

Обсудить статью в сообществе