Старый Каменец, как кусочек Средневековья заботливой рукой Хроноса сбереженный сквозь столетия всех трагедий больших и маленьких украинской истории, хранит в своих подземельях сотни тысяч секретов, часть из которых так глубоко ушла в недра памяти и покрылась пылью времени, что достать их на белый свет не представляется возможным, другие – столь окутала пелена легенд, что за ней трудно углядеть правду, третьи же бриллиантами кристальной чистоты, не смотря на всю свою невероятность.
Так с городской истории зафиксированы прецеденты страшного бича Европы того времени – охоты на ведьм под флагом инквизиции. Ведь в борьбе за видных женихов стоило лишь указать на более удачливую соперницу как на подозреваемую в колдовстве, и вот очередь на сердце избранника становилась на одну несчастную короче, или обвинить гордячку / конкурентку / предательницу в смертном грехе, от которого по мнению церковного суда на целые города обрушивались несчастья и который мог очистить лишь огонь костра, чтобы навсегда избавится от ненавистной персоны или просто за рыжий цвет волос дева была приговорена к смерти.
Согласно документальных источников в 1701 году мещанка Леорская в суде обвинила свою соседку Зелинскую в ухудшении своего здоровья по средствам магии – якобы та обошла ее двор со свечой в руке, затем переломила ее напополам, а огарок поставила в Доминканском соборе, после чего истица якобы стала постоянно хворать.
В чем была истинная причина подачи иска неизвестно, но то, что вездесущая инквизиция добралась до восточных окраин Европы сомнений и очень вероятным был конец последних дней так называемой «ведьмы», когда усталый палач сделав свое черное дело прошел привычным коридором между колодцем и ратушей, чтобы скрыть свое лицо от любопытной публики, не вызывает сомнения. Хотя Зеленской всего лишь присудили пролежать крестом на полу церкви «крестом» на протяжении двух богослужений.
Спустя полтора десятка лет каменецкая нищенка Марина была поймана за подсыпанием какого-то порошка на порог дома войта, который по ее признанию был пылью с дороги призванной помочь одной из местных жительниц в обретении семейного счастья. Но в силу общественного положения жертвы (как никак сам городской голова) и якобы найденные в порошке остатки костей и зубов, приговор был суров – пытки и смерть на костре.
А еще через два года (1717г.) в городском суде разбиралось дело двух трактирщиц, одна из которых по имени Анна Колецкая обвинила свою более финансово удачливую товарку Маньковскую в колдовстве, так как та якобы посоветовала ей прикупить у заплечных дел мастера веревку висельника для улучшений дел в бизнесе, в ответ на что Манковская подала в суд иск о защите чести достоинства. В результате за отсутствием реальных свидетелей и доказательств дело для обвинительницы обернулось печально – ей присудили выплатить штраф своей оппонентке, а за неимением средств у четы муж Колецкой попал в долговую яму крепости.