История
При всех стратегических преимуществах месторасположения (плато в петле реки Смотрич с узким перешейком под защитой крепости), которое в средневековье играло ключевую роль для строительства города, у Каменец-Подольского был один существенный недостаток — отсутствие источников пресной воды. Столетиями горожане были вынуждены доставлять живительную влагу на повозках за несколько километров из колодцев близлежащих сел, делая огромный крюк через Замковый мост.
Так продолжалось вплоть до 1581 года, когда усилиями жителей армянского квартала в центре города у здания городской ратуши в сплошной скале было начато сооружение колодца. Видимо, в связи с трудностями осуществления поставленной задачи в скором времени работы по возведению столь необходимого гидротехнического сооружения были приостановлены.
Но благое начинание получило вторую жизнь с подачи армянского купца Нарзеса, завещавшего свои деньги на воплощение этого проекта в жизнь, и спустя пол-столетия (в 1638 году) колодец, получивший название Армянского, наконец был завершен. Но по иронии судьбы все усилия оказались тщетными — вода, поступающая в колодец, оказалась слишком соленой и не пригодной для питья, да к тому же ее количество было слишком мало (триста ведер) и не покрывало суточную потребность города в живительной влаге.
Армянский колодец закрыли, приспособив под складские нужды. А для улучшения архитектурного облика одной из доминант главной городской площади Каменец-Подольского в 60-х годах XVIII столетия знаменитым архитектором Яном де Витте (1709 — 1785) над ней был сооружен восьмиугольный купол башни, который гармонично вписался в окружающий ландшафт.
На протяжении столетий в особо острые моменты истории не раз предпринимались попытки по возобновлению действия студенца в старой части города, последняя из которых, не смотря на улучшение водоснабжения по средствам строительства Новоплановского моста через Смортич (сократилось расстояние к ближайшему источнику пресной воды), относится к 1889 году, когда двухнедельные работы под руководством городского архитектора так и не принесли утешительного результата, подтвердив непригодность источника для питья. Проблема водоснабжения была решена до конца лишь со строительством городского водоканала.
На своем веку, как и сам Армянский колодец, башню у его вершины преследовали неудачи: в конце XIX века ее крыша была полностью уничтожена пожаром, а вновь восстановленную в виде шатрового завершения ее не пощадили годы Второй мировой.
Свой нынешний облик своеобразное гидротехническое сооружение на площади Польского рынка Каменца, так и не ставшее источником жизни, приобрело в ходе реставрации 1959 — 1960 годов, после чего его несколько десятилетий использовали как склад, чтобы на пороге нового тысячелетия распахнуть двери перед посетителями в качестве выставочного зала.
Архитектура
Одноярусная башня-пагода Армянского колодца высотой четырнадцать метров (при высоте стен – восемь) представляет собой в плане квадрат (сторона – двенадцать метров) с усеченными углами (длинна сторон варьируется от 7,4м до 2,9м) под двухъярусной восьмискатной крышей, каждая из сторон которого визуально оттенена двумя, а срезанные углы – одной пилястрами дорического ордера.
Обладая мощью оборонных стен (толщина кладки — 0,9м) над тридцатиметровым колодцем диаметром три метра благодаря круглым окнам с белокаменными наружными четвертями (на трех фасадах), луковичному проему дверей и высокому венчающему шпилю конструкция барочного строения выглядит легкой живописно оттеняя окружающий пейзаж.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, пл. Польский рынок, 1.
Ссылки
- Исторические факты. Подземная тайны Каменца
- Легенды. Каменцкие ведьмы
- Легенды. Колодец без воды
Как добраться
Автотранспортом по трассе М20 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы) (по городу проходит ул. Ленина и пр. Грушевского) до поворота на ул. Князей Кориатовичей, которая в Старом городе переходит в ул. Троицкую, выходящую к пл. Польский рынок.
Общественным транспортом по железной дороге до Каменец – Подольского, а затем – общественным транспортом в Старый город до остановки «Польский рынок» (ориентир — ратуша).