История
Тот редкий случай, когда роскошь частной резиденции при жизни основателя сменила свой социальный частный статус на общественный и стала на службу одесского общества. Хотя ее история до появления на документальных страницах спустя четверть века после основания улицы в 1827-ом относится скорее к белым пятнам. Вряд ли участок в трех кварталах от муниципально-делового центра города и самой престижной городской улицы мог так долго пустовать.
При этом пока остается тайной когда именно и каким способом он под тогдашним №13 по Итальянской (будущая Пушкинская) перешел в собственность одесского хлебного негоцианта с аристократическими корнями Александра Михайловича Абазы (1826 – 1889), однако строительство его роскошной резиденции по проекту архитектора Луи Сезара Оттона (1822 – 1894) было начато уже в 1856-ом.
Спустя два года реестр одесской городской каменной архитектуры пополнился новым шедевром, который быстро снискал популярность у местного аристократического общества благодаря радушию хозяина, а так же его пышным светским приемам и балам. Хотя в частных руках здание не находилось и двух десятилетий.
Согласно сведениям от 1884 года дворец Абазы уже сменил свое предназначение на служение обществу в качестве одесской судебной палаты, под крылом которой так же временно существовала канцелярия местного управления Российского общества Красного Креста.
Российскому министерству юстиции здание по Пушкинской 13 принадлежало и полтора десятилетия спустя, хотя уже в 1899-ом в эти стены с Новоселського 70 (дом Крыжановского) переехала Четвертая мужская гимназия города Одессы, для которой в том же году на средства попечителя Анджело Анджелова Анатра здесь так же была устроена домовая Александринская церковь.
Перед переворотом 1917-ого и падением дома Романовых Четвертая гимназия переехала на Старопортофранковскую 40, а дворцовые залы заняло Российское товарищество пароходства и торговли, которое приказало долго жить вместе с империей двуглавого орла.
Новая власть от красных атеистов конечно же не могла обойти своим вниманием столь прекрасную архитектурную жемчужину, хотя ей повезло – строению отвели роль хранителя культурно-исторического наследия, сформированному из частных коллекций, Одесского музея красных искусств и кабинета искусств Новороссийского университета, а с 1929 года эти стены также стали пристанищем коллекции из бывшего дворца Замойских.
По состоянию на 1938 год здание было закреплено за Художественным музеем, под эгидой которого здесь квартировал союз архитекторов. В этом же здании в виду его культурного предназначения размещалась Центральная театральная касса Одессы.
Во время Второй мировой войны дворец Абазы, как и большая часть его товарищей по несчастью, пострадал, не смотря на проживание в его стенах генерал-губернатора оккупационных румынских войск Германа Васильевича Пынтля (1894 – 1968). Хотя повреждения и небыли необратимыми.
В отреставрированные в 1963-ом году помещения вернулся хранитель древностей, который располагается здесь и доныне под именем Одесского музея западного и восточного искусства, пережив реставрацию в 1980-х по проекту и под руководством архитектора Генриха Владимировича Топуза (1916 – 1999).
Архитектура
Двухэтажное на высоком цоколе, переходящем в подвал со стороны Пушкинской, здание камня-ракушечника с оштукатуриванием и ощутимым доминированием стиля барокко в оформлении представляет собой г-подобный периметр со скошенным внешним углом и пристройкой в дворовой части.
Изящный, решенный в горизонтальной плоскости двухцветный дворец Абазы благодаря раскреповке пространственно объемен, а множеству архитектурных акцентов (профилированные наличники коробовых арок с листом аканта в замке, межярусный карниз, треугольные и пологие арки сандриков верхнего яруса, широкий фриз с богатым растительным орнаментом) выглядит празднично и нарядно.
Главными акцентами же внешних фасадов его служат ризалиты центрального входа и въезда с полуканнелированными колонными портиками и пилястрами коринфского ордера, сложнопрофильным барочным фронтонами и арочными люкарнами, виньетками, барельефно-горельефными группами с амурами, балюстрадой и ажурными кованными элементами, а так же угловые ризалиты вторящие им по оформлению.
Особого внимания заслуживает угловой пятигранный эркер на трехступенчатом, богато декорированном лепными элементами кронштейне, углы которого украшены трехчетвертными колоннами ионического ордера с растительным орнаментом в нижней части метопы, широким фризом и венчающей люкарной.
Внутреннее пространство под плоскими перекрытиями первого яруса имеет секционную планировку, второго – анфиладную, центром которой служит просторный вестибюль ренессансно-барокового стиля отделки и трехмаршевая мраморная лестница, залы декорированы лепниной и росписью, а их пол застлан паркетом ценных пород дерева.
Экспозиция
Музейную коллекцию Одесского художественного музея условно можно разделить на три крупных части: картинная галерея произведений мастеров XVI – XX столетий (Рубенс, Караваджо, Граначчи, Галс, Моммерс, Эдельфельт, Рибер, Маньяско, Строцці и др.), восточный отдел (наиболее характерные предметы Китая, Индии, Ирана, Тибета из числа ювелирных изделий, предметов интерьера и культа, украшений), отдел графики с работами Джованни Баттиста Пиранези и образчики декоративно-прикладного искусства
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Одесская обл., г. Одесса. ул. Пушкинская, 9.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е95 (Киев – Одесса), Е87 (Одесса — Измаил – Рени), Е58 (Тирасполь — Одесса — Николаев — Херсон — Мелитополь — Мариуполь). По городу вдоль улиц Приморской – Польской – Жуковского – Пушкинской, на пересечении которой с Греческой расположен дворец Абазы.
Общественным транспортом до Одессы, а затем городским (маршрутное такси) – до Художественного музея.