История
Качибей, Куджабей, Гаджибей, Хаджибей, Аджиюей…- так много имен у предшественника Одессы — греко-татарского поселения с морской пристанью, которое XІV веке вело активную торговлю с Европой и Азией. Но спустя столетие активность поселения постепенно сходит на нет в следствии действий Мехмеда II Завоевателя (1432 — 1481) по ограничению черноморской торговли Великого княжества Литовского при помощи взимания дани с проходивших через Босфор судов и разграбления их кочевниками при попустительстве Турции.
Незащищенность удобно расположенного портового поселения, попавшего под влияние Порты за три столетия до того, начала беспокоить османских правителей лишь в XVIII с усилением экспансии Московии в Северном Причерноморье, в следствии чего в 1764 году на месте нынешнего одесского Приморского бульвара на высоком берегу Хаджибейского залива на руинах древней крепости начинается строительство новых укреплений, получивших имя Ени-Дунья (Новый свет).
На протяжении русско-турецких войн 1768 — 1791 годов крепость подвергалась многочисленным атакам, переходя из одних рук в другие, однако по результатам Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) все территории между Южным Бугом и Днестром, в том числе и расположенная на месте нынешнего Приморского бульвара Ени-Дунья, отошли к Российской империи.
По приказу Александра Васильевича Суворова (1730 — 1800) в 1793 году начинается модернизация крепости под руководством Франца Павловича де Волана (1752 – 1818), после завершения которой Хаджибей защищали пять бастионов, оснащенные 120 орудиями. С отодвиганием границ Российской империи к Дунаю, крепость потеряла свое стратегическое значение и была упразднена, а время не оставило от нее и следа.
Так что в первые десятилетия XIX столетия территория главных городских морских врат представляла собой дикую смесь из руин бывших укреплений, временные военные казармы с полевым госпиталем на месте Воронцовского дворца, пекарней и полковой церковью, а так же самостроя первых поселенцев.
Вопрос разработки плана организации пространства будущего бульвара был поднят еще в 1818-ом (был подписан, но не утвержден), так что купивший через год землю у помещика Н.Куликовского обширный земельный участок на вершине плато генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Семенович Воронцов (1782 – 1856) знал, что делал.
После официального утверждения соизволением Александра I (1777 – 1825) проекта застройки Хаджибейского бульвара Шарля Мишеля Потье (1783 – 1855) в 1822-ом в кротчайшие сроки он становится самым привилегированным местом в городе, а после очистки, засыпки гравием и высадки первых деревьев стоимость земли здесь взлетает до небес.
Стараниями Воронцова бульвар под именем Нового получает первое в империи асфальтовое замощение в обрамлении стройной зелени как венчающей короны главных морских врат Одессы — Потемкинской лестницы (1841-ый), став сосредоточием общественно-политической жизни с фешенебельными гостиницами, административно-коммерческим центром и особняками самых именитых граждан.
Очередная российско-турецкая война за Черноморское господство нанесла свой смертоносный удар не по Московии, а по многострадальной украинской земле, когда 10 апреля 1954 года англо-французская эскадра обстреляла одесский Приморский бульвар, застройка которого была основной целью. Только в Воронцовский попало около двухсот ядер и две конгреновые ракеты.
Конечно восстановление зеленой жемчужины стало одной из первостепенных задач военно-административных властей города. Так что в считанные месяцы она приобрела свой практически первозданный облик.
Для демонстрации своей преданности престолу с высочайшего одобрения из Петербурга сердце города, двадцать лет носящее имя Городского, было переименовано в честь какое-то время проживавшего в Одессе в качестве главнокомандующего Дунайской армией брата императора Николая Николаевича (1831 – 1891).
Судьбоносные события в истории страны ознаменовались для бульвара чередой смен названий: после революции 1917 года он получил имя комиссара—анархиста Александра Фельдмана ( – 1919), румынская оккупация вернула прежнее Николаевское имя, а освобождение в 1944-ом наградила жемчужину города-героя ее нынешним наименованием — Приморский бульвар, в качестве которого он существует и поныне.
Архитектура
Прикрывающий от морских ветров старую часть города, сооруженный на высоком берегу Одесского залива, бульвар не велик (его протяженность всего пятьсот метров). Он простирается от Воронцовского дворца к зданию Городского совета с памятником на полукруглой площади первому градоначальнику Одессы.
Молодые каштаны и липы пополнили в 70-е годы ХХ столетия четыре стройных ряда платанов и кленов, украшающих аллеи бульвара с начала XIX века.
Достопримечательности
Археологический музей. Во время реконструкции бульвара в 2008 году, после того как сняли асфальтовое покрытие, в земле были обнаружены следы датированные приблизительно VI — V до н.э. культуры, тесно связанной с греческой, а так же следы остатки крепости Ени-Дунья. Однако было решено не проводить дальнейших археологических исследований, ибо это потребовало бы демонтажа всего бульварного покрытия, а место обнаружения артефактов накрыть стеклянным куполом, создав мини-музей.
Памятник герцогу де Ришелье. Устремив свой взор на творение своих рук — одесский порт — взирает, окутанный в римскую тогу бронзовый памятник герцогу де Ришелье (1766 — 1822) – первому градоначальнику Одессы – с символами торговли, правосудия и земледелия в руках. Памятник, сооруженный в 1826 – 1828 годах на средства благодарных горожан по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784 – 1854) и скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835), замыкает со стороны города площадь с двумя полуовальными фасадами зданий присутственных мест (20-е годы ХІХ века).
Первая электрическая подъемная машина ( в то время фуникулер) связала Николаевский с набережной в 1902 году и, проработав до 1969-ого, была заменена на новый, который обновили уже в 2005-ом.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Одесская область, г. Одесса, бульвар Приморский.
Ссылки
- Исторические факты. Бульвар им. Саши Фельдмана
- Исторические факты. Первый на расстрел
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е95 (Киев – Одесса), Е87 (Одесса — Измаил – Рени), Е58 (Одесса — Николаев — Херсон — Мелитополь — Мариуполь), затем от Екатерининской площади (спуск Маринеско – ул. Софийская – ул. Преображенская – ул. Бунина – ул. Пушкина) до пешеходного Приморского со статуей де Ришелье в центре.
Общественным транспортом до Одессы, затем в старый город, центром которого является Приморский бульвар.