История
Большой исход православных церквей из подчинения Константинополя в результате подписания Берестейской унии 1596 года отложил вопрос православного книгопечатания для Киево-Печерской лавры, сохранившая свою преданность материнской церкви, до начала 1610-х, когда пристальное внимание венценосца Ричи Посполитой к религиозным вопросам несколько снизила свой градус.
Ситуацию спасало приграничное положение (Киев на тот момент времени был едва ли не самым восточным форпостом страны, а дальше – только Дикое Поле и вечная угроза со стороны кочевников). Поэтому уже через полтора десятилетия после собора (по одним данным в 1612 году, по другим – 1616-ем) при слиянии рек Мыки и Быстреевка среди просторных, покрытых лесом лаврских угодий появилась третья на территории Украины (другие существовали во Львове и Остроге) бумажная фабрика по инициативе архимандрита Елисея Плетенецкого (1554 – 1624).
Причем именно с выше упомянутой причине производственное здание, имевшей стратегическое значение, носила оборонительный характер и была опоясана каменной стеной с бойницами по периметру в дополнение к скалистому основанию и водяному окружению. Это позволяло ей даже некоторое время держать осаду против превышающих сил врага.
Активная поддержка киевского митрополита Петра Могилы (1597 – 1547) при больших запасах собственного производственного материала вокруг обеспечивали настолько большой объем производства продукции с собственным водяным знаком радомышльской бумажной фабрики, что за несколько десятков лет ее работы бумаги Киево-Печерской хватало для печати религиозной литературы в течение следующего столетия. Именно она, несмотря на низкое качество (серый цвет, большая толщина листа), была использована для печати первого киевского «Часослова» (1616), украинского сборника стихов «Вінок чеснот превелебного в бозі милостивого пана отця Єлисея Плетенецького» (1618) и первого украинского словаря «Лексикон славяноросскій» (1627).
Через четверть века после так и не доведенной до победного конца освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого 1648 – 1657 годов, когда украинские земли на долгие годы вновь были опустошены, при передаче Радомышля Львовскому и Галицкому епископу Иосифу Шумлянскому (1644 – 1708) в имущественных реестрах бумажная фабрика уже не значится.
Некоторые историки считают, что в течение следующих двух с половиной веков, в зависимости от социально-политического положения (предположительно во время пребывания города в качестве официальной резиденции греко-католических митрополит) производственные мощности замка вновь временно становились к станку, хотя документальных упоминаний о том до сих пор и не найдено.
В начале ХХ века, когда предпринимательская инициатива переживала зенит своего расцвета, на берегу Мыки инженер Пекарский начал строительство паровой мельницы на месте бывшей бумажной фабрики по проекту архитектора Константина Константиновича Тарасова, для работы которого большая плотина перегородила реку, создав большой Папиронский ставок площадью около 90га. Работы были закончены в 1902-ем.
Вооруженный захват власти на украинской земле красным люмпеном после большевистского переворота 1917-ого быстро поставил крест на каком-либо частном бизнесе, так что мельница, позднее переоборудованная под электричество, как и другое имущество граждан страны «рабочих и крестьян», была национализирована, чтобы продолжить свою работу почти все советский период, с небольшим перерывом на время боевых действий Второй мировой войны на украинской земле.
Свою последнюю партию муки она выпустил в 1989-ем, и хотя коммунистический режим продержался еще два года, была брошена на произвол судьбы. Почти два десятилетия забвения, и старое здание приобрели супруги Богомолец-Шереметовы, которые после реконструкции и достройки башни между двух зданий открыли здесь 30 сентября 2011 года туристический объект «Замок Радомысль» с музеем украинской иконы и восстановлению бумажную фабрику.
Архитектура
Сейчас Радомышльский замок – это симбиоз эпох (основание – бумажной фабрики XVII столетия, здание мельницы – начала ХХ века и башня – начале 2010-х), сплоченных идеей оборонного зодчества с учетом сегодняшних потребностей в окружении современного парка-сада с небольшим прудом посередине на месте слияния двух рек.
Фактически на момент историко-архитектурный комплекс представляет собой два соединенных между собой с помощью четырехъярусной башни краснокирпичных прямоугольных здания, западная из которых – трехэтажное вертикально члененное простыми лопатками и коробовыми оконными проемами (четные на верхнем этаже) в коробовых вытянутых нишах, аркатурой по периметру тимпанов с круглым слуховым окошком в центре и сложнопрофильным лобовым карнизом, а восточная (мельница) – двухэтажное сооружение на высоком каменном цоколе с мансардой и таким же декором, как у предыдущего, с тем отличием, что окна верхнего яруса – узкие вытянутые строенные арки стилизованные под бойницы, а двускатную крышу венчает обзорная надстройка-башенка вместо люкарн.
Соединительная башня, пятиэтажная, квадратная, стилевым оформлением соответствует основным зданиям комплекса с отличиями в виде несколько большего слухового окошка в тимпане, коробовых окнах со шропсами и замковым камнем, межьярусных карнизах и маленькими фонарями на углах гребня крыши.
Бумажная фабрика
На восстановлении бумажной фабрики Радомышльского замка сейчас, как и много веков назад, изготовляют по старинной технологии вручную бумагу с водяными знаками, а также по желанию заказчика на него может быть напечатано какой-либо текст. Причем посетители могут лично принять участие в этом трудоемком процессе.
Музей
Музей украинской домашней иконы на территории историко-архитектурного комплекса сейчас насчитывает около пяти тысяч экспонатов, часть из которых повреждена во время семидесятилетних атеистических безумств большевиков. Нарисованные профессионалами и самоучками с использованием различных техник и стилей в разное время украинской истории – они отражение души народа страны многоликой, красочной, самобытной. На сейчас коллекция является крупнейшим собранием подобного типа в Восточной Европе.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Радомышль, ул. Плетенецкая, 15.
Официальный сайт: “http://www.radozamok.com.ua”:http://www.radozamok.com.ua/
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок – Броды – Ровно – Борисполь – Полтава – Харьков – Славянск – Луганск) до поворота на Радомышль в районе села Кочеров. Далее – по трассе Т0608 (Кочеров – Радомышль – Малин) в город, где по улице Большой Житомирской до бумажной фабрики.
Междугородным транспортом из Житомира или Киева до Радомышля, а затем от автостанции городским – до остановки «Замок».