История
Территория современного Бару была заселена с давних времен, о чем свидетельствует богатство исторических находок разных культур и племен, хотя отсутствие документальных источников делает невозможным точную датировку вех его развития на первоначальном этапе существования. Из сведений Длугоша, что в 1452 году татары захватили крепость Ров (прежнее название города) вместе с семьей его владельца Рея из Шумска, можно сделать косвенный вывод о существовании здесь православного храма учитывая размеры поселения и принадлежности украинских земель к этой конфессии христианства (скорее всего находилась на западном берегу пруда).
После покупки Рва королевой Боной Сфорца д’Арагона (1494 – 1557) с переименованием в Бар в 1537-ем город переместился на восточный берег пруда к новопостроенной крепости. По состоянию на 1583 год здесь уже существовали два православных причта, один из которых был посвящен Святой Троице.
Столетием позднее, когда польский давление связано с принятием Унии снизило свои темпы, количество православных храмов в городе достигло трех: Воскресенский, Николаевский и Троицкий. Причем судьба двух первых была не очень счастливой – первый сгорел в начале XIX века, а второй – просто исчез со страниц истории без объяснений.
На месте же Троицкой церкви в 1755 году священник Тимофей Матковский на средства благотворителей начинает строительство нового храма, который два года спустя был освящен в честь Успения Богородицы и Пресвятой Троицы с тремя алтарями и колокольней на столбах под крышей. Территория маленького храма состоянию на 1771 год так и не была огорожена.
Примерно в 1838 году в стенах единственного православного храма Бара появились продольные трещины, которые шли даже через купол, в результате чего он был запечатан и находился в стадии перманентной реконструкции более десяти лет до ее окончания в 1851-ом. На время ремонтных работ богослужение было перенесено в здание закрытого ранее францисканского монастыря.
Именно тогда над притвором православной церкви появилась трехъярусная колокольня, была изменена форма купола, небольшие пристройки заполнили пространство между осями первичного крестового плана и стены обновила изящная масляная роспись. Но на этом дело развития комплекса не остановилось – богатеющая год от года община в 1884 году построила новый дом для своего отца-настоятеля, а еще через девять лет новую крышу над головой (деревянный крытый железом) получили диакон и псаломщик.
Причем до оккупации большей части украинских земель московским вооруженным красным люмпеном после большевицкого переворота 1917 года здесь хранились иконы с того первого храма – «Введение в храм» и «Преображение». Хотя в целом собору Успения Богородицы в Баре повезло – то ли из-за его отдаленности от больших социальных центров, то ли из-за влиятельность общины атеисты от советов так и не смогли его закрыть.
Храм оставался действующим и почти невредимым в течение всего непростого ХХ века, несмотря на две мировые войны, прокатившиеся по украинской земле из-за непомерных московских имперских амбиций. Советская власть, даже нашла деньги на его капитальную реставрацию, которая была проведена в 1978 – 1979 годах.
Поэтому рассвет независимости Украины святыня встретила в неплохом состоянии, почти сохранив свои святые сокровища благодаря преданным пастырям и сплоченной общине. Только в середине 2010-х его обновили для удаления убогого советского флера с внешних фасадов и возвращение к древним истокам духовной красоты, который особо почитается у православных жителей округи.
Архитектура
Первоначально построенный рядом с Барской крепостью и костелом святой Анны на берегу защитного пруда храм представлял собой крестово-купольную постройку в смешанном стиле барокко-рококо с балконом на западном фасаде, где располагался оркестр во время торжеств. Главным украшением ее служили четыре треугольных фронтона на торцах осей. Во дворе располагалась деревянная колокольня на столбах под крышей.
После перестройки середины XIX века ниже и меньшие по периметру пристройки заполнили межосевое пространство, над притвором появилась трехъярусная колокольня под шлемовидной крышей с маленькой глухой сигнатуркой. Украшением собора служат угловые лопатки сложного профиля с нишами и без, профилированные карнизы, коробовые и простые арки оконных проемов, неширокий фриз первого яруса колокольни и геометрический декор подоконного пространства – верхнего и конечно шлемовидные купола.
Вход в комплекс открывает портал внешней двухъярусной колокольни с двумя арочными сквозными проемами под четырехскатной кровлей, плавные барочные каменные переходы которой соединяют ее с новопостроенным забором.
Достопримечательности
Икона Богородицы с Предвечным Младенцем (XVI век), который левой рукой придерживает Евангелие, а десницей – касается подбородка и шеи матери. Она расположена на горном месте в киоте. Местные утверждают, что икона та – чудотворная, в честь чего в XVIII веке ее покрыли серебряной ризой.
Икона святого Николая, как говорят привезенная королевой Боной из Италии. Писана на доске в серебряном окладе 1888 (подарок киевского купца Хрякова) она сначала находилась в Николаевском храме Бара, который ныне не существует.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Винницкая обл., г. Бар, ул. Святого Николая, 10/22.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Т0610 (Любар – Хмельник – Лука-Барская – Бар – Новая Ушица) или Т0228 (Бар – Копайгород – Шаргород – Новые Хоменки) в город. Дальше – ул. Соборная – ул. Святого Николая, которая проходит возле Успенский собор.
Общественным транспортом в Бар, а дальше от автовокзала по улице Святого Николая до храма Успения Богородицы пешком несколько минут ходьбы.