История
Цветущий подольский городок да еще и с Магдебургским правом (с 1592 года от польского короля Сигизмунда ІІІ Вазы (1566 – 1632)) в придачу к отличной логистике (на траке между Проскуровом и Каменцом, двумя реками, базарным четвергом, ярмарками в день Иоанна Крестителя и Всех Святых) конечно же манил в свои объятья тех, кто известен на весь мир своей коммерческой жилкой, детей Израелевых. Первые сведения о них в Дунайгороде, как по королевскому указу тогда назывались Дунаевцы, относятся как раз к тем временам.
Наверняка, сплоченная община, которую не испугали частые татарские набеги (это было даже на руку подтверждением расширенных привилегий местного самоуправления от 1605 года с увеличением количества ярмарок за счет праздника дня Богоявления), имела собственный храм для совершения религиозных действ, хотя с течением времени сведения о нем и не сохранились.
Во время украинской освободительной во главе с Богданом Хмельницким 1648 – 1657 город не раз попадал в горячую фазу боевых действий. Турки, казаки, поляки мечом поставили его на грань выживания – через пять лет после ее окончания здесь официально числилось лишь два десятка дворов (дымов), еще два на окраине одноименной слободе, и это при том что оно было укреплено.
XVIII века становится для еврейской общины Дунаевцев время взлета и падений – сначала к его середине община увеличивается до тысячи человек, но восстание гайдамаков 1775-ом вновь сократило его численность наполовину. К тому же очередная хозяйка окружающих имений, старостина Опиногродська, Антонина Красинская (1756 – 1833) после смерти мужа в 1790-ем несколько ограничила их права в пользу приглашенных немецких поселенцев.
После московской оккупации части украинской территории в следствии окончательного распада Ричи Посполитой в 1792-м положение этих земель почти не изменилось, с той лишь разницей, что активная деятельность хозяйки и ее наследника привела к значительному экономическому росту, что отразилось и на иудейском обществе (ее члены получили право заниматься шитьем одежды и обуви, переработкой табака). В результате по состоянию на середину XIX века здесь числилось уже две синагоги при двух тысячах адептов.
А через полвека община выросла до пяти тысяч (члены занимались выделкой кожи и меха, производством сукна, ткачеством, арендовали винокурню, сахарные заводы, а позднее и чугунолитейный), что конечно же потребовало значительного расширения мест для совершения религиозных обрядов – их количество достигло одиннадцати (среди них одна большая синагога). К тому на ее иждивении находились Талмуд-Тора, несколько хедеров, больница и богадельня.
Фактически на начало ХХ века приходится пик расцвета еврейской общины, которая даже смогла оказать сопротивление самому хозяину Завойко в вопросе возвращения Дунаевцам официального статуса города в 1904-ем (ее члены опасались ущемления своих прав и большого притока коммерческих дельцов из других селений, что увеличило бы конкуренцию). Где в то же время большая синагога рядом с центральным городским торжищем была реконструирована.
Однако размеренная жизнь продолжалась не слишком долго – Первая мировая, развал империи, наступление красных атеистов, погромы… привели к существенному сокращению численности еврейского населения во всех украинских городах из-за эмиграции, однако в Дунаевцах по состоянию на 1924-й даже работала сионитская сельхозартель «Педекс» (Первый еврейский Дунаевецкий колхоз).
А потом на украинскую землю пришла Вторая мировая война с фашистским геноцидом, когда в городе был создан лагерь для военнопленных, еврейское гетто (согнали всех представителей этой национальности с Смотрича, Шатавы, Балина, местных и крестьян), а затем были трудовой лагерь, расстрелы и пыточные. Лишь после войны, в 1948-ом, часть семей сынов Израилевых смогла вернуться в родные дома (здесь даже проводился подпольный миньян, хотя здание синагоги приспособили под выполнение общественно-социальных нужд).
С ослаблением советской железного занавеса в 1970 – 1980 годах остатки местной еврейской диаспоры покинули украинские просторы, эмигрировав в Израиль и США. Поэтому с восстановлением украинской независимости в 1991-ем, когда были сняты все запреты на деятельность религиозных учреждений, истребовать и обновлять прежнюю святыню не было кому, она так и остался в общественно-социальном подчинении.
Архитектура
Прямоугольный двухэтажный периметр из красного кирпича бывшей синагоги в Дунаевцах с пристройками одноэтажного хедера с северо-запада и большого двухэтажного корпуса с центральным дворовым ризалитом, скорее всего, возведенным во время реконструкции, расположен напротив центрального входа городского рынка. Особенностью комплекса выступает облицовка плиткой центрального и напольного городского фасадов для придания единства комплексу по архитектурной моде ХХ века с использованием бежевого и белого цветов с более яркими вставками по фризу.
Само храмовое здание (основной объем) в начале своего существования была декорирована декорирована скругленными углами центрального фасада, коробовыми арками оконных проемов, нешироким фризом, поребриком и профилированным карнизом, которые полностью выполнены техникой фигурной кирпичной кладки.
Пристройки хедера (односкатная крыша) и вероятно Талмуд-Тора (характерная полувальмовая кровля) отличают сдержанный декор разбиения на зеркала и ромбов окно в центре тимпанов. Конечно все внутреннее их интерьеры утрачены в советское время.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Дунаевцы, ул. Спортивная, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) до Дунаевцев, а затем в городе повернуть на ул. Красинских – 1-го мая, по которой следовать до поворота на ул. Спортивную, ориентир Центральный рынок, напротив которого расположено здание синагоги.
Городским транспортом до остановки Дунаевцы, а затем в центр до местного Дворца культуры, от которого по улице 1-го мая до поворота на Центральный рынок, где расположено здание бывшего иудейского храма.