История
Фактически предыстория здания неподалеку от исторического центра Дунаевцев и старой резиденции ее владельцев началась в 1790 году, когда после умершего мужа, старосты опиногродского, Яна Красинского (1756 – 1790) городок унаследовала графиня Антонина (в девичестве Чацкая) (1756 – 1833), женщина активная и очень влиятельная в этих краях (не зря же ее владения обошли стороной невзгоды времен Тарговицкой конференции, когда вокруг все земли были разорены конфедератами).
Именно по приглашению графини Красинской в городе появились первые немецкие и чешские колонисты где во второй половине 1810-х, и поток их с каждым годом только рос (только за 1830-й сюда прибыло два десятка семей) благодаря привилегиям от хозяйки, которая предоставила им право заниматься многочисленными ремеслами и фабричной деятельностью. Конечно же в каком-то виде молитвенный дом их общины в то время уже существовал, но упоминаний о нем не сохранилось.
Аккуратность, дисциплинированность, педантизм колонистов изменили весь ритм жизни города, принеся с собой прогресс, просвещение и европейские культурные ценности. Так уже в 1834 году для своих детей силами немецкой общины была организована школа с Карлом Бриксом во главе, которая через два года превратилась в двухклассное евангелистско-лютеранское училище.
Для нужд своего образовательного учреждения в 1857-м немцы выкупили у тогдашнего хозяина Дунаевцев, Виктора Скибневського (1787 – 1859), каменный дом за семьсот серебряных рублей, и обустроили в нем школу с двумя отобранными общиной педагогами.
В рамках усиления тотальной русификации оккупированных территорий, в 1887-ем, был запущен процесс реорганизации «иноверских школ» по общегосударственным стандартам с преподаванием на русском языке. Поэтому для евангельского училища, где в то время обучалось уже более сотни детей, община наняла третьего учителя (И. Маас), что еще увеличило нагрузку на и без того маленькие классы.
Поэтому уже в следующем году лютеранская община приобрели у купца Б. Перельмутера большой земельный участок в квартале от исторического центра с двухэтажным домом, куда был переведено учебное заведение, а старые школьные помещения заняли учителя Экснер и Шлегель, которым зарплату платили так же колонисты. Это позволило держать процесс денационализации под относительным контролем.
В то время представители лютеранской диаспоры успели сконцентрировать в своих руках большую часть местного крупного промышленного производства, львиную долю которого составляло суконное производство, а так же заложить основы чугунного литья и машиностроения. Они составляли достойную конкуренцию численно преобладающей еврейской общине благодаря сплоченности и трудолюбию, и на конец XIX века их количество достигало полутора тысяч человек. Именно совокупность этих факторов позволила рядом со школой начать строительство большой каменной кирхи в начале ХХ века.
Построенный на перспективу величественный дом молитвы полностью удовлетворял запроса своей общины, которая продолжала свое существование и после вооруженного установления на украинских землях большевистской власти в 1920-ем, хотя ее образовательное учреждение в 1917 году и было реорганизовано в гимназию смешанного типа с сохранением преподавательского состава. Где-то в то же время по прибытии в Дунаевцы Федора Дзядзи в городе начинает формироваться общество евангелистов христиан-баптистов (официально свой отсчет ведет с момента первого крещения в 1922 году).
С усилением советами религиозных гонений и началом наступления на все конфессий, лютеране осознали бесперспективность существования новосозданной тоталитарной страны в плане развития и в 1927 году оставляют украинские просторы, отписав свою кирху своим местным братьям по духу.
Фактически до 1944 года, когда оккупационная советская власть вернулась на украинские земли, храм в самом сердце Дунаевцев оставался действующим, а затем красные его в числе многих других закрыли в рамках своей атеистической борьбы.
Только с восстановлением Украиной своей независимости в 1991 году, после которой все религиозные запреты тоталитарного режима пали, баптисты Дунаевцев вернули себе бывшую кирху. Начался долгий процесс восстановления молитвенного комплекса «Вифлеем», которому придавала сил растущее количество верующих. Так что через несколько лет в его стенах даже был открыт Хмельницкий региональный библейский колледж. Сейчас в бывших лютеранских стенах успешно работает большой образовательное-религиозный центр, а община уверенно увеличивается год от года.
Архитектура
Лютеранская кирха в одном квартале от исторического городского центра, расположенная на треугольном земельном участке вдоль главной транспортной магистрали, представляет собой композиционный центр образовательного-религийного комплекса в составе бывшего пастората и непосредственно храма.
Баптистская церковь является трехнефной базиликой с вертикальным членением боковых фасадов большими арочными окнами и канелированными пилястрами коринфского ордера и горизонтальным – профилованим лобовым карнизом и треугольными люкарнами двускатной крыши. Главной же доминантой комплекса служит центральной фасад с массивным ризалитом портала центрального входа в виде профилированного архивольта увенчанного большой «розой» и тремя фиалами, стилизованными под башенки, а дополняют картину парные угловые канелированные пилястры коринфского ордера с такими же фиалами во главе.
Двухэтажное здание пастората – небольшой т-образный периметр с небольшой террасной пристройкой входа со стороны храма, перемычку которого составляет массивный ризалит. Главной изюминкой его простого декора составляют строенные арочные окна фронтонов осей мансардной крыши и двухъярусное окно ризалита.
Дополнительная
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Дунаевцы, ул. Могилевская, 13.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) до Дунаевцы В городе до пересечения улиц Красинских – Горького – Могилевская, на перекрестке которых расположен баптистский молитвенный центр «Вифлеем».
Городским транспортом до остановки Дунаевцы, а затем в центр до местного Дворца культуры, в одном квартале от которого расположена бывшая кирха.