История
ГАЗ-ММ или в народе «Полуторка» (получила свое название по полуторатонную грузоподъемность) стала тем стратегическим шагом, который накануне начала (1938) развязывания фашистской Германией и советской Москвой ужаса под названием Вторая мировая война должен был предоставить последний технические преимущества в вопросе грузоперевозок за счет увеличения мощности двигателя до пятидесяти лошадиных сил.
Эта улучшенная версия ГАЗ-АА (советская копия Форда-АА) по техническим данным должна была развивать скорость до семидесяти километров в час при полной нагрузке и собственном весе в 1,81 тонны. К тому же усиленная подвеска, новая система управления, тормоза на задние колес и карданный вала предусматривали повышенную маневренность и проходимость этого «чуда коммунистического автопрома».
На бумаге все было замечательно, но московиты не были бы сами собой, если бы все шло согласно расчетных планов – фактически до 1940 года грузовик не выпускалась в таком виде из-за дефицита двигателей заявленной мощности. Хотя по состоянию на начало боевых действий на территории союза их количество насчитывало уже 151 000 штук. Однако в течение 1942 – 1945 годов большинство автомобилей этой марки выпускался в так называемом «упрощенном виде» (ГАЗ-ММ-ВР и ГАЗ-ММ-13), в комплектации которых были деревянно-брезентовая кабина (вместо дверей – брезентовые клапаны) и крылья из кровельного или любого другого легкогнущегося дешового металла.
Модифицированный автомобиль продолжал выполнять свои функции и после окончания боевых действий (выпускалась до 1951-го), широко используясь в восстановлении народного хозяйства благодаря своим высоким проходным способностям. Именно поэтому «Полуторка», считается автомобилем победы во всех смыслах. Но со временем этих ветеранов автомобильного фронта друг за другом списали на заслуженный отдых, а по факту утилизировали и разобрали на запасные части.
По факту на конец 1980-х годов автомобилей ГАЗ-ММ остались считанные единицы, учитывая что один из таких раритетов попал в славутской областной автомобильной школы, решено было превратить его в памятник после реставрации силами собственного коллектива. Работы были закончены в 1987-ом.
Восстановленный грузовик занял почетное место на постаменте перед центральным фасадом школьного здания, чтобы напоминать о военно-трудовом подвиге первых железных коней, которые пришли в этот мир, чтобы облегчить человеческий труд. С той поры легенду своего времени поддерживают в надлежащем состоянии новые поколения учеников и учителей автомобильного дела Славуты, чтобы передать наглядную память о первых тяжеловозах будущим поколениям.
Архитектура
Простой прямоугольный железо-бетонный постамент, который является визуальным троном для памятника, с бронзовой памятной табличкой основных историко-технических характеристик и упоминанием о тех, кто не дал этому раритету исчезнуть вместе со своими братьями в водовороте времени: ГАЗ-ММ – «Автомобиль – воин, автомобиль – труженик «(видимо лучшая эпитафия для славной карьеры легендарной грузовика).
Сам автомобиль с металлической кабиной, гнутыми крыльями, передним бампером в виде двух металлических полос, защитным козырьком над лобовым стеклом, двумя передними фарами, на оригинальных колесах с белой щегольской полоской и кузовом из наборных деревянных досок расположены на металлических опорах постамента, которые поддерживают его переднюю и заднюю оси. Он обращен к городской магистрали лобовой частью.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Хмельницкая обл., г. Славута, ул. Князей Сангушко, 6 (Автошкола).
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р05 (Сарны – Ровно – Староконстантинов), а далее – Т1804 (Корец – Славута – Антонины). В городе по ул. Остожской – ул. Князей Сангушко в автошколу.
Междугородным транспортом до автовокзала Славуты, а затем – городским до Городского парка, рядом с которым расположен памятник легендарному ГАЗ-ММ.