История
Типичный центр европейского города: храм, рынок, ратуша. Времена менялись, а он оставался все таким же, как образец концентрации трех живительных струй, которые символизируют саму жизнь. Уманская история и не помнит, когда именно впервые рядом с оживленным местным торжищем впервые появилась первая деревянная православная святыня, которая пережила с ним не одно тяжелое столетие, разрушаясь и вновь являясь из пепла. А существовал православный храм здесь наверняка издавна, с тех пор как существовала Русь.
Хотя первые документальные упоминания о нем, причем уже под своим современным именем, относятся ко временам Речи Посполитой (1654), когда Николаевский появляется на страницах путевых мемуаров Павла Алеппского (1627 – 1669), сына патриарха Антиохийской православной церкви Макария III (1600 – 1672).
Причем именно в Свято-Николаевской церкви Умани во времена Колиивщины 1768 – 1769 годов происходила принудительное православное крещение католиков и евреев по инициативе предводителей казацких отрядов Максима Зализняка и Ивана Гонты, восставших против польского господствования.
А уже в начале XIX века (после оккупации украинских земель империей Романовых) уманская приходская святыня за давностью лет требовала неотложного ремонта, что при уничтожении другого православного Николаевского храма в огне большого городского пожарища, создавало огромную проблему для общины.
Для минимизации затрат в будущем прихожане решили строить церковь в камне. Разработка ее проекта была поручена польскому архитектору Томашу Этлингеру, который на пожертвования местных верующих при поддержке Александра Потоцкого (1798 – 1868) начал работы уже в 1809-ем, а благодаря объявленному Киевской консисторией сбору средств на уманский храм уже через три года новое здание было освящено.
Он так и был приходским до 1843 года, когда с легкой руки митрополита Киевского и Галицкого Филарета (1779 – 1858) был расширен за счет достройки престолов Успения Пресвятой Богородицы с переносом икон Богородицы из старого Успенского и чудотворца Митрофана. Свое освящение новый Николаевский собор Уманской округи принял 6 декабря 1846 года от протоиерея Аполлония Стаховского.
Следующие семь десятилетий станут эпохой настоящего расцвета комплекса: на храмовом участке достроено одноэтажное сооружение духовного правления (1846), при храме открыта воскресная школа (1861), проведена кардинальная реставрация его внутреннего пространства (1911)… но все кончилось с началом развязанной непомерными царскими амбициями Первой мировой войной 1914 – 1918.
Вооруженная советская оккупация 1920-х положила начало атеистическим гонениям на церковь в целом, и православную в частности. Уманский собор, который еще в 1895-м был переименован в Успенский, в 1930 году был закрыт с приспособлением в «лучших» традициях советов под зернохранилище со снятием куполов, и колоколов.
Вновь открыта при немецкой оккупации в 1944-м церковь противостояла советскому режиму почти два десятилетия частично отремонтированная внутри, пока власть красных атеистов не заставила общину перенести богослужение в старый храм Иоанна Богослова, переосвященный по такому случаю в Успенский.
Старый собор передали на баланс завода «Мегомметр» для переоборудования под клуб, но дело дальше этого не пошло, и в 1977-ем архитектурное сооружение вернули в историческое русло – краеведческий начал восстановительные работы для будущего музея атеизма. В целом были проведены работы для сохранения целостности конструкции, но без должного внимания – учитывая ограниченный бюджет уникальная настенная роспись была просто закрашена.
На пороге падения очередного тоталитарного московского режима и рассвета восстановленной украинской независимости богослужение в Свято-Николаевском возобновились, хотя и на полулегальной основе (1989). А уже в начале 1990-х собор официально был передан религиозной общине, которая начала при поддержке местных предпринимателей долгий процесс восстановления святыни. Поэтому в настоящее время после окончания более чем тысячи квадратных метров стенной росписи в 2019-м она почти вернула свой былой роскошный вид.
Архитектура
Прямоугольный периметр трехпристольной базилики с колокольней над притвором, куполом в юго-восточной части, декоративными боковыми треугольными фронтонами в филенках (символизируют трансепт) и полукруглой апсидой более позднего времени сооружения первично имела почти квадратный периметр с нехарактерным для православных храмовых сооружений центральным входом с северо-запада.
Сдержанный первичный периметр базилики украшен только высокими арками окон со шропсамы, угловыми лопатками французского руста, нешироким фризом и профилированными карнизами. Апсида вторит ее оформлению. Оси стилизованного трансепта отчерчены простыми лопатками и треугольными декоративными фронтонами. Восьмиграний световой барабан под купольной крышей с круглыми люкарнами имеет коробе оконные проемы и маковку на высоком барабанчике.
Трехъярусная колокольня несколько отличается более пышным декором, что обусловлено ее более поздним временем сооружения (два верхних яруса восстановили в 1990-х). Здесь присутствуют и всевидящее око на фронтоне притвора, и широкие рустованные пилястры, и руст стен полуторного яруса, и профилированный архивольт на импостах над широкой оконной аркой – второго, и дугообразные бровки граненого верхнего и шлемовидный купол.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская обл., г. Умань, ул. Небесной Сотни, 37.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М12 (Стрый – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Знаменка) или М05 (Киев – Одесса). В городе по улицам: Интернациональная – Киевская – Тищенко – Европейская – Небесной Сотни. Вдоль последней возле базара находится Свято-Николаевский собор.
Общественным транспортом в Умань, а потом – городским в центр к торговых рядов, рядом с которыми расположен православный храм.