История
Сомнительно, чтобы в упомянутом еще в Гуцульской летописи XII набожном княжеском городке (тогда еще Краснополь) не было православной церкви – она наверняка существовала, как символ духовной мощи общины, но при отсутствии документальных источников наверняка это утверждать – бессмыслено.
Храм Рождества Богородицы на нынешнем месте впервые упоминается в 1600 году как одна из трех церквей (еще в многонациональном городе существовали две синагоги, польский костел и лютеранская кирха) быстро развивающегося соледобывающего центра, который, кстати, стал поводом для переименования в Солотвин с двумя бочками меда и тремя горстями соли на гербе (1658). Но служить духовным центром общины деревянной святыни пришлось недолго – в пожарище турецко-татарского нашествия 1676-ого из местных сакральных сооружений удалось устоять только костелу.
Более двух десятилетий храма у общины не было, позже богослужения проводились во временной постройке, пока в 1717 году на собранные меценатами средства не была выкуплено храмовое сооружение у Манявского скит. Привезенное в Солотвин по частям сооружение установили на прежнем месте и освятили опять же в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Оно простояло столетие, было разобрано и продано в село Кричка.
Пройдет много десятилетий, прежде чем в 1898-м в городок с визитацией посетит будущий предстоятель Украинской греко-католической церкви Андрей Шептицкий (1865 – 1944), инициатива которого стала началом возрождения солотвинской святыни.
Строительство по проекту львовского архитектора Василия Степановича Нагорного (1848 – 1921) продвигалось благодаря священнику Михаилу Головацкому (наблюдатель от церкви), Штефану Варвароку (главный подрядчик) и барон фон Либих (поставщик древесины как главный смотритель местный лесов) довольно споро, разве что выделенный последним сырой лес местным жителям пришлось обменять на собственный сухой.
Новая деревянная храмовая постройка была освящена в 1903 году блаженным Григорием Хомишиным (1867 – 1945). Сюда же были перенесены метрические книги, которые хранятся в общине с 1784 года. В то время при святыне начала действовать захоронка, где дошкольников воспитывали в украинских традициях пять монахинь-служниц.
Именно этому же деревянному сооружению повезло пережить не только Две мировых войны, прокатившиеся по милости Московии в ХХ веке украинскими землями, но и три с половиной десятилетия правления воинствующего советского атеизма, продолжая весь этот нелегкий период поддерживать огонек веры в сердцах своих прихожан (именно поэтому из закрытого костела сюда были перенесены боковые престолы).
После восстановления украинской независимости община сразу же получила официальный статус (16 октября 1991 года), после чего храм, и до того находящийся в довольно хорошем состоянии, под присмотром греко-католического прихода начал расцветать по-настоящему – его интерьеры обновили, а внешние фасады одели в вагонку.
Архитектура
Деревянная крестоподобная в плане пятисрубная трипристольная пятикупольная снаружи обита «вагонкой» церковь Рождества Богородицы расположена в центральной части поселка вдоль главной улицы в месте, где документально было зафиксировано существование одноименной храмовой постройки еще в начале XVII века. В комплекс также входит двухъярусная (верхний открытый) колокольня с юга.
Величественный храмовый объем снаружи украшен орнаментированным ромбовидным рисунком набивкой вагонки, резными деревянными накладками, периметральным навесом большого выноса, арочными в тонких наличниках окнами, жестяными узорными карнизами, маленькими вытянутыми вверх жестяными главками. Главным же украшением расписанного и украшенного резными элементами внутреннего пространства является алтарь 1907 сооружения, на котором стоит имя автора «Илия Похим».
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ивано-Франковская обл., пгт Солотвин, ул. Шевченко, 12.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р38 (Богородчаны – Гута). Далее в Солотвине по улицам Грушевского – Шевченко до храма Рождества Богородицы (расположен рядом).
Общественным транспортом до центра Солотвина, в одном квартале к северу от которого расположен единственный храм общины под опекой греко-католических священников.