Потерчата - мертворожденные младенцы

Почему судьба иногда так жестока к тем, кто даже не успел увидеть яркий свет солнца, вздохнуть сладкий воздух полной грудью, сделать хотя бы один глоток материнского молока, или только первые дни начал познавать этот мир… Смерть ребенка – это всегда огромная трагедия, а долгожданного младенца – двойная. В народе говорят, что души этих некрещеных детей превращаются в мифических потерчат от «потеря» (страдчат – «страдать»), которые застряли между небом и землей, прикованные к материальному миру отсутствием имени и уязвимые к нечистому.

Они прячутся в поисках спасения где-то между тихими теплыми плавнями рек, озер и прудов, так как черти всегда где-то рядом, охотятся за невинными детскими душами. Потому обычно они появляются лиш в зыбкой тишине сумеречной ночи и только с мерцающим огоньком в руках, чтобы отпугнуть нечисть. Но для случайного путника тот свет – опасный знак, потому как следуя на него можно попасть в случайную ловушку затянутой ряской трясины, наткнуться на причудливо изогнутую ветку или упасть в скрытый овраг.

По легенде потерчата блуждают ночью в поисках человека-освободителя, обращаясь к нему: «Крести!», чтобы можно было обернуться ангелом и улететь на небо. Люди конечно же пугаются, убегают… а стоит только бросить на звук того голоса платок, рушник или иной кусок ткани (символ крижмы) и сказать: «Иван да Марья! Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа!» да назвать любое имя, и одной спасенной душой на небе станет больше.

Вот только человеческий страх очень часто сильнее сострадания… потому так и бродят эти несчастные существа по ночной земле семь лет в последней надежде. И если им все-таки не встретится на пути добрая душа, злые демоны перетягивают их на сторону зла, превращая мальчиков в себе подобных, а девочек – на семилетних наявок, отличающихся мудростью и рассудительностью от прочих своих подружек (хотя по другой версии они становятся аистами и пугачами).

Чтобы этого избежать в древности при жестоком запрете давать последний земной приют некрещеным на освященной кладбищенской земли украинцы хоронили умерших младенцев на распутье, что представляло собой крест, или под деревом – древним символом духовной связи между небом и землей. А еще существовал жуткий, как для современника, погребальный обряд под порогом своего дома (тогда люди, которые его переступали образовывали своеобразный крест с луткой) или же ближе к печке, где до того были похоронены старшее поколение семьи (считалось, что духи предков смогут защитить новопреставленного младенца от злых сил, потому как дымоход это по поверью – ход в мир иной).

11-03-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.