Повелитель града Гонихмарник

У него много имен: гонихмарник, градивник, тучник, градобурник, планитник … но одна сила, которой подчиняются суровые тучи. То ли человек, то ли демон, но в любом случае непростой человек, чья душа во время сна улетает в небеса для борьбы с непогодой, управляемой воздушными врагами (здухачами, сдувами, витрованцами). Хотя по другой версии жизни им подарили добрые воздушные змеи для борьбы со злом. Интересно, что хмарник встречается даже у Ивана Франко, как человек с сверхспособностями, проявляющимися в возможности притягивать и отгонять градовые облака.

Непременным атрибутом, кроме врожденного умения и наученности (знание специальных наговоров, молитв, обрядов), тучник имел при себе специальную палку изготовленную из годовалого отростка, которым до того были разогнаны кодло змей или лягушек. Он становился против облака и размахивая этой палкой, отводя беду от всей окружающей земли, которую мог охватить его глаз.

Некий повелитель облаков, к которому обращались за помощью, был известен на всю округу. Так в старых записях сохранился миф о то, как крестьяне попросили такого ​​непростого человека защитить их от вражеского войска, которое должно вскоре пройти дорогой возле корчмы. И дважды отказывал он в их просьбе, но на третий согласился пустить градовую тучу да так, что тот выстлал всю дорогу в мужской рост, и хоть бы одна градинки с пути скатилась.

Сама магическая процедура была довольно растянутой во времени – в Сочельник он с только накрытого стола из каждого непочатого блюда брал по немногу и складывает в тарелку, потом в другую руку брал метлу и кочергу и с этим всем добром трижды обходит дом вокруг снаружи с призывом: “Прошу тебя, туча, сквозь тучу приходи ко мне пить, гулять, веселиться, греметь, дуднить, бить, я тебя прошу”. Вернувшись, набранный ужин он прятал в платок, а его – за балку до Пасхальных праздников. Только потом колдун садился вместе со всеми за стол, так и не сказав не слова за весь вечер. Перед Пасхой он должен был купить в девяти магазинах по одному грамму ладана, чтобы дома смешать с тем предрождественским запасом, освятить на пасхе и снова прятать пока не возникнет необходимость в ритуале отганяния туч.

Причем злоупотреблять своими умениями гонихмарники не любили – лишь по необходимости или сильных эмоций могли публично демонстрировать свои умения, например до сих пор друг другу передают крестьяне одного села Прикарпатья историю о ксендзевом наймите, который обидевшись на насмешки гостей хозяина наслал на дубраву равно них такой обильный град, что летом еще неделю он лежал на земле.

Или история о другом мужчине, который из церкви зашел в корчму, за ним пришел град, засыпая все вокруг. Люди в корчме испугались, а он спокойно заказал себе в бокал пива, перевернул его вверх дном и держал на ладони. Пока в корчму не заскочил другой мужчина с просьбой к планитнику выпустить людей из церкви. Тот милостиво согласился при условии, что идти будут только дорогой – проситель согласился. Вышел народ из церкви – над ними сияет-пригревает солнце, а вокруг стоят стены града, засыпая землю как зимой.

Люди говорят, что когда облака спускаются до земли и два мира соприкасаются, брошенный в белые клубы нож может поранить гонихмарника. А когда он умирает, то воду после обмывания его человеческого облика выливать разом нельзя – только понемножку в разные места, потому что это приманит на погребение много нечистой силы, от взмахов крыльев которой поднимется такой сильный ураган, что снесет все вокруг.

13-06-2020 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.