Вона приносит на кончиках своих острых черных, как беззвездная ночь, крыльев весну из Рая — так издавна считается на украинской земле («кукушка приносит весть о лете, а ласточка — о теплых днях» и «ласточка весну начинает, соловейко — заканчивает»), хотя с традиционной осторожностью тысячелетняя народная мудрость поговорками предупреждает о сдержанности преждевременной радости от завершения самых темных времен скорби и печали(«одна ласточка весны не делает»), ведь Зима — пани коварная и мстительная, то и дело возвращается холодным дыханием, танцем-метелью своего пышного снежно-белого убранства, смертоносным морозним поцелуем…
И недаром эта весенняя птица, что одной из первых возвращается с юга весной (официальная дата по народному календарю выпадает на Сорочины), стала украинским символом счастья, любви и достатка, ведь по приметам: где ласточка устроит себе гнездо, там поселится достаток во всех своих ипостасях («ласточка — то матушка любви-спаривания и для людей, и для скота»). Вот и стараются люди приманить к своему обиталищу этих божьих посланцев семейным миром, согласием и уютом, что ласточки, как известно, любят и ценят больше всего на свете.
Кроме яркого магического символа в украинском эпосе (по преданию эта весенняя птица населяет вместе с кукушыным братством пышные ветви Древа жизни и выступает посланником между мирами) ласточки также отвечают за веснушки, видимо не последнюю роль в этом ассоциативном ряду сыграло созвучие слов. Поэтому считается, если нарушить запрет трогать святую птичку или ее птенца, то в наказание солнце одарит щедрыми рассыпями своего миниатюрного отраженияи и нос, и щеки, а иногда — все тело. А чтобы избавиться от этого дара Ярылы, стоит только умыться родниковой водой с примолвкой: «Ласточка, ласточка! На тебе веснушки, дай мне белушки!», как увидишь в воздухе небеснуого весника.
Образ птицы-счастья тесно вплетен в народную обрядность, как в брачную (на девичник традиционно исполнялись среди прочих песни о ласточке-матушке, что «вывела деток-ровесников: что первое дитятко — то красный Иванко, что второе дитятко — молодая Марьянка!»), так и в сезонную — со вспоминанием ее в песнях-веснянках, купальных напевах и щедривках.
В Украине существует легенда, что ни в какой Вир вестницы весны на зиму не улетают, а просто залетают в осоковые чащи на Сдвижение, где превращаются в жаб или надежно цепляются лапками за какую-нибудь былинку и так зимуют, пока лед весной не растает и не отпустит их вновь резвится на приволье (согласно другой версии — на Ильи они прячуться в колодце до следующей весны). До сих пор существует традиция после этой дати источники воды не чистить, чотоб не потревожить мирный литаргический ласточкин сон.
Христианство же трактуєт по-своему столь возвышено-почтительное отношения к божьим птицам: согласно легендам, как Иисуса люди распинали, так ласточки гвозди с его креста (согласно другой версии — колючие тернии с венка распятого Христа) воровали. Потому и говорят: как ласточка в дом с недавним покойником — то его душа прощаться прилетает, сам Бог разрешение ей на это дает.
По украинским древним сонникам: куча ласточек снится — то к скорой вести (залетают в дом — доброй), одна — к подарку, ласточкино гнездышко — к счастью, а хозяйка в нем — к великой радости. Приметы же утверждают: Благовещение без ласточек — холодная зима; летом ласточки низко — дождь близко; божий посланец бьется в окно — то к скорой вести; не разрушай ласточкино жилище — молния дом спалит; весной увидеть вестницу — брось ком земли на землю с приговором: «Там вырастет укроп, укроп сею»; ласточки громко кричат — мир и добро славят; ласточки из села — страшный мор в село.