История
Финансово-экономический бум конца XIX – начала ХХ века для столицы Буковины стал золотой, эрой которая превратила город у подножия Карпатских гор в настоящий европейской культурный центр с архитектурой в качестве материального воплощения. В то время невысокая одно- и двухэтажная застройка черновицкого центра быстро уходит в небытие, уступая место новой каменной роскоши. Конечно же участки на центральной площади к тому времени взлетели в цене, поэтому построить здесь новые каменицы могли себе позволите только очень состоятельные организации и горожане.
Неудивительно, что участок напротив ратуши имел для коммерческих структур особую ценность, ведь здание с высокой часовой башней выступало эпицентром деловой жизни целого края. Поэтому дирекция Буковинской сберегательной кассы, членом центрального исполнительного комитета которой был в том числе бургомистр Антон Кохановский (1817 – 1906), выбрала для реализации амбициозный проект (конкурс объявлен 26 марта 1899 года, на исполнение отводилось всего два месяца) в стиле венского сецессиона архитектора Губерта Гесснера (1871 – 1943 ) для своего главного офиса на месте приобретенного ранее одноэтажного сооружения под соломенной крышей.
Всего за два года под чутким руководством автора при содействии инженера Прокопа Шупиха (1870 – 1947) и профессора местной промышленной школы Роберта Витека (1871 – 1945) трехэтажное административное здание заняло свое место в опоясывающем ожерелье главной городской площади.
Однако после официального окончания строительства, отделочные работы продолжались и дальше. Их жемчужиной, которая подарила зданию широкую известность на всех просторах империи, стало живописное майоликовое панно наверху центрального фасада, оно же закрепило за ним славу Черновицкого Олимпа. Панно было создано в 1904 году французским художником Йозефа Адольфа Ланга (1873-1936) на на мануфактуре Жолнаи в венгерском городке Печ.
Административное здание счастливо без повреждений пережило не только две мировые войны и период румынской оккупации в интербеллума ХХ столетия, но и благодаря уникальности внешнего вида о нем хорошо заботилась оккупационная советская власть, разместившая в этих стенах комитет своей единой правящей партии сразу после первой оккупации (в 1940-ом) .
А на заре украинской независимости, когда тоталитарному режиму править на украинской земле осталось считанные годы, в помещениях закрытого оккупантами Святодухского храма 14 января 1988 года открылся созданный на базе областного краеведческого Черновицких художественный музей, который в том же году выставил для обозрения широкой публики свою первую экспозицию.
С постепенным восстановлением прав верующих на свободу религиозных собраний и утраченные при атеистическом советском режиме святыни музею пришлось искать новые помещения для своей еще немногочисленной экспозиции. Три года скитаний, и долгожданное возвращение украинской независимости в 1991-ом обеспечило ее собственными роскошными апартаментами на главной городской площади – частично здание Дирекции Буковинской сберегательной кассы стала родным домом для быстро увеличивающийся коллекции.
Но пройдет без малого еще пять лет длительной реставрации экспонатов и реконструкции выставочных залов памятника архитектуры государственного значения в условиях экономического кризиса и катастрофической нехватки средств, прежде чем экспозиция распахнет свои двери перед посетителями. С той поры музейные фонды Черновицкого художественного становятся год от года все богаче, по крупицам возрождая украинскую духовность в заново отреставрированных в 2011-ом интерьерах и витражном остеклении.
Архитектура
Прямоугольное трехэтажное кирпичное оштукатуренное под каррарский мрамор сооружение с тремя ризалитами входов на углу юго-западного угла Центральной площади и улицы Эминеску в стиле венского сецессиона в полихромной флере является одной из уникальных архитектурных жемчужин украинской земли.
Декор бывшей дирекции Буковинской сберегательной кассы составляют полтораярусный французский руст, скруглений внешний угол, широкий пояс с растительным орнаментом, сандрики с акцентированными консолями, которые переходят в оконные наличники (на третьем этаже удлиненные триглифы) и лобовой карниз большого выноса на триглифних модильонах, которые чередуются с цветочными розетками.
Главным архитектурным акцентом сооружения является центральный ризалит в три окна по центральному фасаду, как сосредоточение изысканных архитектурных акцентов от балкона на массивных консолях до майоликового панно с двенадцатью главными провинциями бывшей Австро-Венгрии воплощенными в образах древнеримских богов и венчающей короны мансарды с парными коваными скульптурами и статуями Урании (богини Судьбы) и Деметры (богини плодородия) по углам.
Экспозиция
Коллекция Черновицкого художественного музея разнообразна и не повторная, ведь ее направления охватывают большое количество раритетов местных самобытных промыслов (ковроткачество, роспись писанок, резьба по дереву, вышивание, рисование, ткачество) и собрание иконописи. Сейчас она составляет более двенадцать тысяч экземпляров, три тысячи из которых – писанки.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, пл. Центральная, 10.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратно – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы). В городе до улицам Русской – Центральной до Центральной площади, в юго-западном углу которой находится здание бывшей дирекция Буковинской сберегательной кассы.
Общественным транспортом по железной дороге в Черновцы, а затем городским – до Центральной площади, юго-западный угол которой венчает Художественный музей.