История
Когда ансамбль уникального полтавского центра только начинал свою жизнь на страницах архитектурных проектов, это место по замыслу должен был занять большой комплекс Уездных присутственных мест, состоящий согласно типовому проекту в классическом стиле архитектора Адриана Захарова (1761 – 1811) из центрального двухэтажного корпуса и симметрично расположенных одноэтажных флигелей по бокам.
Окончанием воплощения архитектурного плана в жизнь считается 1811 год. Хотя в течение следующих десятилетий Полтавский уездный центр пережил многочисленные перестройки в зависимости от насущных требований времени и назначения использования. Так в конце XIX века ко всем его многочисленных обитателям добавилась местная пожарная команда, что соответственно стало поводом для строительства каланчи в качестве одного из обязательных ее атрибутов.
А перед самым началом конца московско-царской оккупации (где в 1911-ем) местная Дума по протекции председателя правления Полтавского земельного банка Сергея Степановича Хрулева приняла решение о строительстве на месте левого флигеля Уездных присутственных мест отдельного сооружения Полтавской женской художественно-промышленной школы с преподаванием основ ткачества, ковроткачества, вышивки, шитья имени главного її фундатора. Воплощенный в жизнь ее проект в стиле модерн на три десятилетия разрушил волшебный общий антураж центральной городской площади.
Начавшаяся красной Москвой и нацистским Берлином Вторая мировая война 1939 – 1945 лет огненным смерчем прокатилась оккупированными украинскими землями, задев каждый их уголок; и Полтава не была исключением в этом бесконечном печальном списке. В частности здание на углу с нынешней улицей Небесной Сотни, где до 1928-го функционировала художественно-текстильная школа (бывшая им. С.С. Хрулева), было разрушено в 1943-ем, а соседний старый корпус Уездных присутственных мест – значительно пострадал.
Очередная московская оккупационная власть в середине 1950-х годов приняла решение на останках административного здания и школы построить новый комплекс в неоклассическом стиле для восстановления архитектурной гармонии городской площади. Строительные работы по его сооружению (проект команды архитекторов Д.С. Бойченко, Д.С. Вербицкого, З.П. Марченкабулы) были закончены до 1958-го. После финишной отделки сооружение приняла на себя до конца советской оккупации роль главного коммуникационного центра Полтавы с «большой землей» в качестве Дома связи с почтой, телефоном, телеграфом.
С возвращением Украиной независимости в 1991 году, а вместе с ней – цивилизованной законодательной базы, здание №33 перешла в коммунальную собственность полтавской общины с продолжением выполнения административных функций Почтамта. В последние годы, с вытеснением старых средств коммуникации новейшими технологиями, сооружение начало свой путь возвращения к своим истокам, и сейчас под его крышей мирно сосуществуют многочисленные государственные и негосударственные организации.
Архитектура
Вытянутое кирпичное оштукатуренное строение, замыкающее южную перспективу полтавского Корпусной сада, в плане представляет собой пологую букву «с» двухэтажного на высоком цоколе объема с акцентами в виде ризалита центрального входа со стороны площади и полуротонды – с внутреннего двора.
Внешний декор неоренесанской жемчужины составляют: гранитная плитка цоколя, ризалиты с нишами, профилированные межъярусный и лобовой карнизы (последний большого выноса на модильйонах), акцентированные люнетами и пилястрами дорического ордера входы, а главной изюминкой является шестиколонный портик ионического ордера парадного фасада, который несет большой треугольный фронтон в филенках на массивном антаблементе.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Полтавская обл., г. Полтава, ул. Соборности, 33.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев – Полтава – Харьков) или Р17 (Сумы – Полтава – Александрия). В городе по улицам Соборности – Европейской до центральной площади города, в южной части которой расположено здание бывших Уездных присутственных мест.
Общественным транспортом в Полтаву, а затем городским – до Корпусной сада, южную перспективу которого замыкает Дом связи.