История
Одна из многочисленных архитектурных жемчужин главной торговой улицы Буковинской столицы, за появлением которой стоял чистый коммерческий расчет во времена, когда архитектурная привлекательность хорошо конвертировалась в прибыли от арендной платы. Правда история надежно прячет в недрах своей сокровищницы имя тех, кто был первыми хозяевами именно этого земельного участка, что сейчас на карте города фигурирует под №12.
Современное же сооружение в только набирающем популярность в конце XIX века стиле украинского барокко появилось на этом месте приблизительно в 1878 году в качестве одного из первых на этой улице современных доходных домов, первый этаж которого предназначался для ведения коммерческой деятельности, а верхние – сдавались под приватное жилье.
И если реестр арендаторов нижнего яруса велся и сохранился почти за все время существования сооружения от первого магазина господина Флемингера по продаже изысканных стеклянных изделий Красноильской фабрики гутного стекла и парикмахерской Тухлера (с 1902), то о жителях верхних — в городе до сих пор ходят легенды с пикантными подробностями (говорят о многолетнем пристанище «ночных бабочек»).
Первая мировая война 1914—1918 годов отдала Буковину под румынский протекторат, вместе с господством которого в стены доходного дома №12 заселились новые постояльцы из числа служителей бога коммерции Гермеса: от магазинов модных платьев и дорогой обуви до прогрессивных в то время радиотоваров, от винодельни с лекарско-травным отделом до изысканных ресторана и уютного кафе… что стало возможным в том числе за счет достройки сооружения в 1934-ом.
Перед самым началом развязанной в 1939-ом Москвой и Берлином Второй мировой, когда запятнанная репутация здания уже несколько подзабылась, оно было выбрано руководством для размещения одного из филиалов банка «Гермес», действовавшего в этих стенах наряду с магазином промышленных товаров, лавкой головных уборов и самым роскошным в городе фотоателье господина Антошки, в дорогих интерьерах которого самые уважаемые и богатые семьи буковинского края запечатливали свои лица для черновицкой истории, напротяжении первых военных лет.
Московская оккупация Прикарпатья 1944 года по итогам войны лишили вместе с прочим граждан права частной собственности на долгие десятилетия — так здание по уже Кобылянской 12 стало государственным с верхними этажами для проживания лояльных к новой власти граждан и нижними, пристроенными под торговлю. Неизменным от прежних времен осталось лишь фотоателье господина Антошки, хотя и действовало уже под государственным крылом в разграбленных красными интерьерах.
С восстановлением Украиной своего суверенитета в 1991 году и возвращением страны в правовое поле у престижных помещений в самом центре вместе с официальным статусом памятника архитектуры вновь появились частные владельцы. Самое интересное, что история пошла по кругу, и снова на время эти стены считали своим домом кафе, винодельня с бароми, фотоателье, магазины модной одежды и ювелирных украшений.
Архитектура
Трехэтажное здание вдоль красной линии застройки улицы Ольги Кобылянской представляет собой одного из ярких местных образчиков украинского модерна сложнопрофильного периметра с замкнутым внутренним двором, к которому ведет проездная арка с расписанным потолком за кружевной кованой решеткой со стороны центрального фасада.
Сам же главный симметричный экстерьерный фасад уравновешен двумя боковыми отчерченными пилястрами дорического ордера с триглифами в капителях ризалитами, которые украшают массивные балконы за лепными гирляндами между тумбами-триглифами на декорированных двухъярусных консолях, большие арочные проемы в профилированных архивольтах на импостах, опирающихся на эклектические пилястры с львиными маскаронами и лавровыми листьями в тимпанах второго этажа, двойные узкие прямоугольные окна в профилированных наличниках с акцентированными углами, табличками и картушем во главе под массивной бровкой увенчанной архивольтом с замковым камнем – третьего и полукруглые фронтоны обильно покрытые растительным орнаментом с прямоугольным слуховым окошком по центру.
Основная же плоскость стены, кроме выше упомянутой центральной проездной арки покрыта на первом этаже французским рустом, рисунок же второго и третьего этажей вторят декору ризалитов — те же таблички, триглифы, архивольты на импостах, частично каннелированные пилястры, замковые камни, растительный орнамент, розетки… с той лишь разницей, что венчает их широкий фриз, а сами архитектурные детали менее прорисованы.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черновицкая обл., г. Черновцы, ул. Ольги Кобилянской, 7.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир – Хмельницкий – Черновцы) или М19 (Ратное – Луцк – Дубно – Тернополь – Черновцы) до улицы Русской, которой следует через Центральную площадь, в одном квартале вдоль пешеходной улицы О. Кобылянской по парной стороне расположен доходный дом № 12.
Общественным транспортом по железной дороге в Черновцы, а затем городской – до Центральной площади, в первом квартале от которой по Кобылянской находится местная жемчужина украинского барокко.