Исконная украинская заповедь, тысячелетиями хранившая нацию на долгом пути испытаний магией мудрости предков: «Построить дом, выкопать колодец, посадить дерево, вырастить сына» (для себя, для людей, для природы, для продолжения рода) – именно благодаря этим четырем китам Украина сейчас со щитом и мечом гордо идет сквозь пламя последней войны со вселенским злом.
И колодцы, как вклад в сокровищницу всеобщего благоденствия, в этом логическом ряду после обустройства-порядка персонального небольшого кусочка вселенной (собственного дома) занимает второе место, ведь они согласно украинской традиции не имели собственников (кем бы ни были построены) и всегда сооружались за забором участка вдоль улицы, пути или на развилке, чтобы каждый путник в любой момент мог утолить свою жажду (обычно для этого на край ставили чарку или другую посуду для питья).
Именно поэтому источники живительной влаги, который обычно было единственным на всю улицу, всегда был хорошо обустроен, копали, чинили и ухаживали за ними все вместе («Де доглянута криниця, там смачненька водиця»), потому что он служили местом пересечения всех и вся, своеобразными неофициальными площадками для общения, знакомства, обмена последними новостями. Дома емкость с водой нельзя было держать не прикрытой, чтобы она сохранила свои магические свойства, а слуги нечистого не могли ее испортить своими происками. В древности украинские мужчины даже уважительно снимали шапку перед тем, как зачерпнуть водицы напиться («До води, як до хліба, завжди шана велика»).
В украинских верованиях за криницей, как хранительницей одной из трех мощнейших сил жизни на земле, прочно закрепился статус главного символа женского искушения, красоты и плодородия, подъемник-«журавль» же был отождествлением мужской силы, что вместе превращалось в своеобразное аллегорически-эротическое отождествление акта продолжения жизни под благословенным покровом калины-символа Украины, которую обычно сажали рядом.
Преодолевая длинный путь между двух миров, подземного и небесного, колодезная вода, как обязательный атрибут, присутствовала во многих украинских обрядах и традициях. Так считалось умывание нею до восхода солнца на большие праздники – получать молодильный эффект (древний салон красоты), пить колодезную воду – оздоравливать организм («Пити водицю — буде тобі здоровиця»), напиться паре из одной емкости – быть всегда вместе, заглядывать в колодец на Святой вечер — увидеть будущего жениха. І только колодезную воду брали для приготовления обрядовых блюд.
Магическую святость колодца народная мудрость передавала в поговорках, в которых запечатлевалось уважительное отношение к источнику питьевой воды («Не брудни криниці, бо схочеш водиці, «Не плюй у криницю — знадобиться води напиться»), а церковь ввела своеобразные обряды духовного ее очищения (ибо слуги нечистого в эти дни портят воду своими «розграми»): на Крещение, Юрия, Купала и Спаса.
Почти все украинские легенды происхождения колодца — это истории любви с печальным концом, где девушка-красавица гибнет от руки отвергнутого пана и превращается в неисчерпаемый источник хрустальной водицы, а ее возлюбленный умирает от тоски и превращается небесами в журавля, который несется к своей возлюбленной. Пусть и в другом обличье пара соединяется вместе, я их бесполезная жертвенность служения людям — извечный пример всем живым.