История
Предыстория женского бенедиктинского ордена на украинской земли родилась в далеком VI столетии на просторах Западной Европы, когда некоторые монастыри приняли новый его устав, оставаясь под властью местного епископата. И хотя на протяжении последующих двух столетий будущий орден пережил стремительный рост числа своих адептов, в Украине, и Львове в частности, первые бенедиктинки появились лишь через десять веков.
Конечно же это знаменательное событие произошло не без участия местной знати, хотя сведения на счет имени фундатора строительства местного комплекса разнятся – согласно одним данным это был Адам Коло Сапоровский, а по другим – его дочь, Катерина Сапоровская (1549 – 1608). Как бы там ни было, но первый камень в основание будущего монастыря по проекту Павла Римлянина ( – 1618) после освящения архиепископом Яном Соликовским (1539 – 1603) был положен 14 июля 1595 года.
На будущий год после утверждения фундации папским легатом Генриком Каэтаном (позднее подтвердил польский король Сигизмунд III (1566 – 1632)) первые шесть бенедиктинок принесли свои монашеские обеты в еще неоконченных стенах своего нового духовного дома. 29 ноября 1597-ого главная святыня обители Всех Святых была консекрована тем же львовским первосвященником латинского обряда Яном Соликовским. В том же году началось строительство келейного корпуса под руководством первой аббатисы-фундаторки Катерины Сапоровской.
Подтверждающая булла папы Климента VIII (1536 – 1605) в 1598-ом наделила монастырь бенедиктинок Львова официальны статусом и открыла двери обители для сестер – согласно местных хроник через год из Хелмно прибыли первые десять монахинь, хотя о переезде их в столицу Галичины в польских источниках упоминаний не сохранилось. Официальное присоединение его к Хельминской конгрегации состоялось в 1611 году, когда Магдалена Мортенская лично привезла трех сестер в новую обитель.
Одним из первых приобретений новосозданного монастыря стало село ракитное (1599), а за время правления сестры фундаторки Анны Сапоровской ( – 1638) к нему добавились Раковец, Волков, Кугаев, Загорье и Домбровица при активному участии именитейших польских семей Сенявских, Любомирских и Гурских, что позволило Львовскому архиепискому Яну Замойскому ( – 1614) соорудить вокруг святыни оборонную стену вместо деревянного забора.
Последствия пожара 1623-его, когда сгорел костел Всех Святых, были столь разрушительны, что отстраивался монастырь целых четыре года под руководством творившего в стиле ренессанса архитектора Яна Покоровича ( – 1645), дочь которого была послушницей в его стенах. Согласно мнения некоторых историков знаменитая корона на башне – именно его творение.
О двух годах правления младшей сестры Кристины Сапоровской ( с 1638 по 1640) хелмнские монастырские хроники оставили не слишком лестную память в виду чрезмерной амбициозности львовской аббатисы.
Во время осады 1648 года казацкими войсками обитель практически не пострадала во многом благодаря решению настоятельницы Магдалины Дороты Данилович (1600 – 1685), которая внесла храмовую лепту (сто сорок злотых) в собранный городом выкуп. Являясь теткой польского короля Яна Собеского (1629 – 1696) аббатиса не только была удостоена визита королевской четы в своей вотчине, но и получила дополнительные привилегии для львовского ордена бенедиктинок: разрешение на строительство трех не облагаемых налогом пивоварен (1671), все его земли были освобождены от налогообложения (1676), ежегодное получение двухсот бочек соли с дрогобычских жуп (1679).
Правление Магдалины Данилович стало одним из самых успешных в истории монастыря – количество сестер достигло восьми десятков, а так же были получены в дар на вечное хранение мощи святого Фортуната.
Так что следующая мать-настоятельница, Елена Элеонора Казановская, получила его в свое подчинение в превосходном состоянии. Продолжая традиции, она ввела практику Неустанной Адорации святой Евхаристии, а так же долгие духовные беседы со своими подопечными. В то время к усадебному имуществу обители добавилось село Горпин.
Северная война, боевые действия которой захлестнули Галичину в 1704-ом, обернулись для бенедиктинок большими потерями – не смотря на оплаченный большой откуп, их святые стены были разграблены.
Вообще первая половина XVIII столетия (аббатисы Анна Элеонора Потоцкая, София Богумила Скарбковна, Гризельда Виктория Ожог) для бенедиктинок Львова прошли под знаком перманентных ремонтов – ремонт костела Всех Святых (1717) и реконструкция комплекса под руководством архитектора Мартина Урбанека (1748) – на фоне постепенно снижающегося числа сестер.
Смена подданства на австрийское после Первого раздела Речи Посполитой стала для монастыря вестницей грядущих перемен, первой из которых был цесарский декрет от 1782 года на существование с условием проведения образовательной деятельности исключительно на немецком языке и найме светской учительницы в случае необходимости. В том же году была открыта школа для девочек.
Благодаря тому, что монастырские земли австрийцы не конфисковали (по состоянию на 1817-ый в его реестре числились все села польского периода), а лишь передала под светский контроль, львовские бенедиктинки имели возможность кроме того содержать за свой счет восемь обедневших аристократок. И хотя назначение новой настоятельницы одобрялось местным губернатором и за это в казну должна была быть оплачена определенная сумма, в свою очередь власть обязалась оплачивать катехита и двух учительниц.
Полтора столетия обитель вела активную просветительскую деятельность, по состоянию на 1870-й восьмиклассная, с 1900-ого -пятиклассная школа, катехиты которой одновременно являлись ее директорами (Энджей Зелинский, Кароль Баух, Клеменс Бистшановский, Юзеф Боришко).
Во время второго прихода Польши по итогам Первой мировой войны школа на себе испытала все прелести новых правил – префект Михаилина Кухарская возглавила начальное звено, а старшее было преобразовано в пятилетнюю гимназию с Марией Слушкевич / Марией Вежинской во главе. По итогам визитации 1935 года куратора львовского учебного округа обители пришлось продать два своих села для пристройки гимнастического зала и оснащения двух кабинетов естествознаний. Год спустя Львовский архиепископ Болеслав Твардовский (1864 – 1944) освятил новые помещения.
После оккупации Галичины красными в 1939-ом сестринство продолжило существовать, но образовательная функция у него была отобрана, а после повторной советской оккупации в 1946-ом бенедиктинки перебрались в Кшешов (Селезия).
На базе просторных монастырских помещений было открыто Львовское музыкально-педагогическое училище №2, костел Всех Святых отдан под склад, а на территории бывшего сада построена средняя школа №19.
Украинская независимость вернула обитель греко-католической церкви. В ее стенах ныне существует Свято-Покровский монастырь сестер Студийского устава, который постепенно доводит свою святыню до совершенства, по крупицам возвращая ее былые величие и славу.
Архитектура
Монастырь бенедиктинок во Львове представляет собой сложный в плане силуэт разновременных построек за каменной стеной с барочными воротами XVIII столетия. Его доминантой служит Всехсвятский костел, являющийся небольшим прямоугольным однонефным сооружением под крестовыми сводами с нишами-аркасолиями в боковых стенах и декором в виде круглых розеток в квадратных полях. Внешний декор здания составляют резные белокаменные порталы, глубокие ниши с арочными окнами, угловые контрфорсы и, конечно же, южная башня с уникальным ренессансным аттиком над дорическим фризом.
С юго-востока к храму примыкает двухэтажный сложный в плане каменный келейный корпус с остатками ренессансного декора, часть из которого составляла ныне утраченная открытая трехаркадная лоджия с консолями-замковыми камнями украшенными скульптурами в нишах. Из особенностей сохранившегося внутреннего убранства можно отметить резные замковые камины многих помещений и одностолпное решение тамбура.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Пешая, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) или М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) или М11 (Пшемышль – Городок – Львов) или М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) или М12 (Тернополь – Львов) до львовской Кольцевой дороги. Затем следовать по главной в центр города по улицам: Вячеслава Черновола – Князя Мстислава Удатного – Подмурна – Сянская – пл. Старый Рынок – Рыбная – Звенигородская – Снежная – Пешая до бенедиктинского монастыря.
Общественным транспортом до вокзалов Львова, а затем – в центр старого города до площади Данила Галицкого, далее – один квартал в северном направлении до Всехсвятского костела.