Как две противоположности единства всего сущего на земле добро и зло идут сквозь века рядом. Та, что призвана защищать, и тот, кто отнимае самый ценный дар вселенной — человеческая жизнь. Берегиня и Упырь – самые древние сущности украинской мифологии дохристианской эпохи. Причем, если первая приходит в первых лучах солнца и символизирует собой добро, а вместе с ним все чистое и светлое, то второй – летит на черных крыльях злой ночи в образе летучей мыши (нетопыра).
По украинским верованиям упыри обоих полов (опыри, вопыри, впыри) появляются на свет как вампиры-оборотни, что ночью выходит из своего гроба и питается человеческой кровью, или человека с двумя душами (другой вариант – сердцами) обречены всю жизнь вредить другим, когда первая из них умрет (остановится навсегда). Хотя по более поздней версии «стариков» это – рожденные под особой звездой, когда совпадают день и час абсолютного зла. Но в основе самого названия частицей «пир» (пор) (древнеславянский «жар», «огонь») закодирован тайный смысл этого духа, который не прошел очищение огнем после смерти, чтобы раз за разом возвращаться в мир живых, не зная покоя.
Красавцы-оборотни (или отвратительные с виду ходячие мертвецы) имели единственной целью — испить соленой от рабочего пота украинской крови, чтобы продолжать свой путь зла между двух миров. Говорят, что ночью они бродят по сонным улицам городов и сел, шепча имена в непроглядной темноте, и того, кто по неосторожности отзовется на их призыв, утром находят обескровленным.
Еще твердят, что не найдя себе жертвы среди людей, нетопыри могут пить кровь из собак, лошадей или другого домашнего скота, признаком чего являются две незаживающие ранки-проколы на шкуре и резкое похудение животных с отказом от еды и последующей смертью. Первым признаком появления в округе вампира считается отсутствие молока у коров, кобылиц и коз, а если поймать опира или опирку за доением, то по народной примете весь последующий год у скота поймавшего молоко будет литься «рекой».
Опирицы же превращают укусом в себе подобных молодых девушек да старух, преображая и тех и других в обольстительных красавиц, единственное призвание которых – соблазнять мужчин и выпивать всю их душу вместе с кровью до последней капли. Прижитых от земных мужчин опырят они подбрасывают к двери состоятельных сельских домов, чтобы люди их выкормили. Эти дети определенное время могут жить при свете солнца, имеют обычный облик, но деструктивную материнскую сущность, с самого детства делая всевозможные пакости, как то: переворачивают миски у собак (потому что те их ненавидят), обижают других малышей, исподтишка портят хозяйство, не слушаются приемных родителей.., а потом однажды просто исчезают, когда голос крови позовет их к своим.
Для противодействия же упырям в украинских традициях существовали свои ритуалы, которые предотвращали их восстание из могил или защищали от них: днем тело вампира в выкопанном гробу переворачивали лицом вниз (чтобы не видели лунного света), а затем закапывали снова обязательно головой покойника на восток (чтобы самые сильные первые солнечные лучи спалили зло). Залогом надежности перезахоронения было запечатывание тела, а затем и гроба в головах и ногах, связывание рук и ног упыря лошадиными вожжами. В украинском доме ради защиты обычно на сволоках развешивали разнотравье (обязательно с полынью), связи чеснока и лука, а на окнах ладаном рисовали защитные кресты.