История
Фактически их появление было лишь вопросом времени и денег, которые Винницкие власти могли себе позволить потратить на комфорт своих горожан, после появления на правобережном мысе Бога в XVI веке первых построек при том, что Венницкий замок с момента своего основания в ХІІІ столетии располагался на левом, более высоком берегу (как дань памяти эта местность и сейчас носит название Старый Город).
При относительно небольшом количестве винницкого населения, и как следствие ограниченности потребности перемещения между берегами, на протяжении многих веков главным связующим звеном двух городских частей выступали паромные переправы примерно в тех местах, где позже будут построены три современных винницких моста.
Значительный рост численности городского населения, промышленно-экономический бум и интенсификация жизни, которые привели к увеличению пассажиро-потока между берегами в разы во второй половине XIX века, все активнее подталкивали винницкую администрацию к немедленному решению вопроса сообщения через Южный Буг.
Наконец-то в 1886-ом в городской казне были изысканы средства для возведения первой стационарной переправы через Южный Буг. Деревянный мост на массивных сваях в районе современного Центрального (примерно там, где через несколько десятилетий появится электростанция) значительно поспособствовал стремительному розвитию города, хотя пользование переправой через реку и было платным (от одной копейки за проход одного человека до пяти за проезд телеги), а грузоподъемность ограниченной.
Дальнейшее рост города и ограниченные возможности деревянного сооружения спустя всего полтора десятилетия привели к разработке главным архитектором Винницы, Григорием Артыновым (1860 – 1918), проекта нового пути сообщения между тогдашней Почтовой (ныне Соборной) и левобережьем. Он предусматривал сооружение двух отдельных металлических мостов на опорах с перемычкой в виде северного края острова Кемпа.
Конструкция двух швеллерных мостов весом 442 тонны каждый чуть южнее современного Центрального, строительство которых было закончено в 1902-ом, оказалась на столько удачной по всем техническим характеристикам, что уже десятилетие спустя (28 октября 1913 года) через них прошел первый трамвай, что соединил железнодорожный вокзал на левом берегу и женскую гимназию – на правом.
Фактически те мосты Артынова, возможно, до сих пор бы служили городу верой и правдой (опоры западной части до сих пор своеобразным памятником украшают восточный пролив у Кемпы), если бы в 1939 году два имперских фанатика из Москвы и Берлина не начали делить Европу пополам, в результате чего бегущие красные армейцы в 1941-ом взорвали переправу.
Во времена немецкой оккупации рядом с разрушенными конструкциями в 1943-ем были построены их временные деревянные аналоги, которые после восстановления московско-советской оккупации Винницы использовались до 1949 года (без восстановления трамвайного сообщения из-за их ограниченности грузоподъемности).
Новый современный Центральный мост связал винницкие берега в 1953 году. В основу его массивной, выполненной из стали и бетона конструкции сразу были заложены характеристики на перспективу развития транспортной нагрузки, поэтому и сейчас, на рассвете третьего тысячелетия, остается одной из актуальных транспортных магистралей города.
Архитектура
Шестипролетный арочный железобетонный Центральный винницкий мост длиной 129 метров имеет по две автомобильные и трамвайные полосы (по одной на каждое направление, как и пешеходных зон за бетонными отбойниками). Украшен он со стороны реки массивной чугунной кружевной решеткой и колоннами (по две на каждом берегу), которые в 2014-м украсила местная и государственная символика.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Винницкая обл., г. Винница, ул. Соборна.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кировоград), а затем, не выезжая на объездную, по улице Соборной, которая проходит в том числе через Центральный мост.
Общественным транспортом в Винницу, а затем городским по улице Соборной до Южного Буга.