Центральный мост Винницы

История

Винницкий Центральный мост
Центральный мост Винницы

Фактически их появление было лишь вопросом времени и денег, которые Винницкие власти могли себе позволить потратить на комфорт своих горожан, после появления на правобережном мысе Бога в XVI веке первых построек при том, что Венницкий замок с момента своего основания в ХІІІ столетии располагался на левом, более высоком берегу (как дань памяти эта местность и сейчас носит название Старый Город).

При относительно небольшом количестве винницкого населения, и как следствие ограниченности потребности перемещения между берегами, на протяжении многих веков главным связующим звеном двух городских частей выступали паромные переправы примерно в тех местах, где позже будут построены три современных винницких моста.

Значительный рост численности городского населения, промышленно-экономический бум и интенсификация жизни, которые привели к увеличению пассажиро-потока между берегами в разы во второй половине XIX века, все активнее подталкивали винницкую администрацию к немедленному решению вопроса сообщения через Южный Буг.

Вид на остров Кемпа из-под пролета Центрального моста Винницы
Вид на остров Кемпа

Наконец-то в 1886-ом в городской казне были изысканы средства для возведения первой стационарной переправы через Южный Буг. Деревянный мост на массивных сваях в районе современного Центрального (примерно там, где через несколько десятилетий появится электростанция) значительно поспособствовал стремительному розвитию города, хотя пользование переправой через реку и было платным (от одной копейки за проход одного человека до пяти за проезд телеги), а грузоподъемность ограниченной.

Дальнейшее рост города и ограниченные возможности деревянного сооружения спустя всего полтора десятилетия привели к разработке главным архитектором Винницы, Григорием Артыновым (1860 – 1918), проекта нового пути сообщения между тогдашней Почтовой (ныне Соборной) и левобережьем. Он предусматривал сооружение двух отдельных металлических мостов на опорах с перемычкой в виде северного края острова Кемпа.

Конструкция двух швеллерных мостов весом 442 тонны каждый чуть южнее современного Центрального, строительство которых было закончено в 1902-ом, оказалась на столько удачной по всем техническим характеристикам, что уже десятилетие спустя (28 октября 1913 года) через них прошел первый трамвай, что соединил железнодорожный вокзал на левом берегу и женскую гимназию – на правом.

Южная часть Винницкого Центрального моста
Южная часть Центрального моста

Фактически те мосты Артынова, возможно, до сих пор бы служили городу верой и правдой (опоры западной части до сих пор своеобразным памятником украшают восточный пролив у Кемпы), если бы в 1939 году два имперских фанатика из Москвы и Берлина не начали делить Европу пополам, в результате чего бегущие красные армейцы в 1941-ом взорвали переправу.

Во времена немецкой оккупации рядом с разрушенными конструкциями в 1943-ем были построены их временные деревянные аналоги, которые после восстановления московско-советской оккупации Винницы использовались до 1949 года (без восстановления трамвайного сообщения из-за их ограниченности грузоподъемности).

Новый современный Центральный мост связал винницкие берега в 1953 году. В основу его массивной, выполненной из стали и бетона конструкции сразу были заложены характеристики на перспективу развития транспортной нагрузки, поэтому и сейчас, на рассвете третьего тысячелетия, остается одной из актуальных транспортных магистралей города.

Архитектура

Мост через Южный Буг по винницкой Соборной
Винницкий мост через Южный Буг по Соборной

Шестипролетный арочный железобетонный Центральный винницкий мост длиной 129 метров имеет по две автомобильные и трамвайные полосы (по одной на каждое направление, как и пешеходных зон за бетонными отбойниками). Украшен он со стороны реки массивной чугунной кружевной решеткой и колоннами (по две на каждом берегу), которые в 2014-м украсила местная и государственная символика.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, Винницкая обл., г. Винница, ул. Соборна.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кировоград), а затем, не выезжая на объездную, по улице Соборной, которая проходит в том числе через Центральный мост.

Общественным транспортом в Винницу, а затем городским по улице Соборной до Южного Буга.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе