История
Башня Полтавской крепостиОна восстала волей коронного гетмана Станислава Жолкевского (1547 – 1620) на границе с Диким Полем на руинах того, что еще в начале второго тысячелетия было одной из крепостей-оберегов восточных границ княжеской Руси (IX — XIII вв.) , а тысячелетием до этого — веками служила их предкам-скифам местом постоянной стоянки (VII — VI вв. до н.э.).
Сначала довольно небольшая возрожденная Полтавская крепость образца 1608 года занимала самый край выступающего на юго-восток мыса возвышенности между Мазуровским и Панянским оврагами в дельте Полтавка – Ворскла. Огражденная с напольной стороны земляным валом и водяным рвом, единственным недостатком ее было отсутствие в пределах оборонительного периметра источника питьевой воды.
Именно это стало главным поводом для значительного расширения площади крепости 1640-х, проведенной по инициативе коронного гетмана Станислава Конецпольского (1591-1646) с целью включения в площадь крепости Полтавки, истоки которой терялись где-то среди зарослей Мазуровского оврага. В результате реконструкции фактически старый периметр превратился в цитадель, получив дополнительную линию обороны новыми фортификационными укреплениями с бывшей напольной стороны.
Вид на Подол с места Полтавской крепостиНачавшаяся в 1648-ом освободительная война украинского народа кроме значительных разрушений обнаружила несоответствие существующих полтавских оборонительных сооружений вызовам времени, от полного уничтожения войсками гетмана Ивана Выговского (1608 – 1664) десятилетие спустя ее не уберегли даже проведенные за это время инновации полтавского полковника Мартина Пушкаря (1598 – 1658) с обустройством подковообразного бастиона на мысе (современная Белая беседка).
Восстановленная и значительно расширенная во второй половине XVII крепость получила еще один оборонный валово-ровный ярус бастионного типа по внешнему периметру, пролегшему между Бойковым и Кобыщанским оврагами, пять въездных ворот, сторожевые деревянные башни и собственный пруд с питьевой водой на случай осады; хотя наземные деревянные сооружения из-за технических характеристик оружия того времени были уже явным анахронизмом, поэтому во время Северной войны Полтавская крепость была почти полностью уничтожена.
Воссоздана Подольская башня образца XVIII векаВопрос ее сосстанавлления оккупационные московские власти решили лишь в 1724-м, откомандировав военного инженера Александра Клапье де Колонга (1716 — 1773), который или ей в угоду, или для снижения себестоимости ремонтно-восстановительных работ значительно ослабил крепостную защиту, уничтожив горнверки с равелинами перед полтавскими въездными воротами, заменив северный четырехугольный и восточный подковообразный бастионы пятиугольными, отказавшись от ремонта восьми уцелевших башен и ликвидировав оборонительные линии внутри городского периметра. Работы по воплощению этого плана в жизнь продолжались шесть лет.
Фактически и законченная в 1730-ом реконструкция была последней – согласно генеральному плану застройки губернского архитектора Михаила Амвросимова (1776 – 1825) в 1805-ом сквозь валы и рвы проложили новые улицы, а через шесть лет первые – раскопали, вторые – засыпали, чтобы на их месте обустроить городские бульвары.
Как напоминание о том, с чего начиналась современная красавица-Полтава в 2009 году на мысе холма по проекту тандема архитекторов Валерия и Константина Тригубовых, была в дереве воспроизведена Подольская башня образца XVIII века, которая стала органическим дополнением к символизму Белой беседки и Успенского собора, как трех основополагающих источников существования современного украинского города.
Архитектура
Лестница Подольской башниВысокий холм между двумя оврагами, что треугольным клином врезается в Подолье, и река-Полтавка были самой природой максимально обустроены для защиты при минимальных затратах человеческих усилий. Так для построения Полтавской крепости образца 1608 года всего-то и нужно было, что обнести юго-восточную окайомку мыса частоколом и с напольной (северо-западно) стороны насыпать земляной вал усиленный частоколом и рвом.
В результате модернизации 1640-го крепость при увеличении площади вдвое получила дополнительную линию защиты из земляных бастионов круглой и прямоугольной формы между валами, а также деревянные дозорные башни. Тогда же почти на самой крайней точке мыса появился масивный подковообразный бастион.
Значительное расширение площади города в начале XVIII века принудило власть к сооружению третьей линии валово-ровной обороны с бастионной планировкой, пятью воротами (Киевская, Куриловская, Мазуровская, Подольская, Спасская) под защитой горнверков с равелинами, четырехугольными двухъярусными башнями под шатровы кровлями, что включала в себя дамбу на Полтавке с созданием запруды внутри оборонного периметра для накопления запаса питьевой воды на случай осады. Фактически это было звездное время существования крепости, которая на протяжении следующего столетия постепенно исчезла с лица украинской земли, уступив место европейскому городу.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Полтавская обл., г. Полтава, Соборный майдан.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев – Полтава – Харьков). В городе по улицам: Европейская — Небесной Сотни — Конституции — Соборности до начала пешеходной части последней с Успенским собором, рядом с которым расположена восстановленная башня Полтавской крепости и Белая беседка на месте ее подковообразного равелина.
Общественным транспортом до станции Полтава, далее городским – до Соборной площади (Лтава), на месте которой в давние времена существовала первая линия полтавских укреплений.