На Ярило. Весеннее равноденствие

Когда день равен ночи, и тепло уже не только чувствуется в воздухе, оно пережидает последние ночные морозные дыхания умирающей зимы по укромным уголкам, чтобы с первым лучом солнца снова вступить в свои права, гоня холода прочь. Триумф жизни и любви. Ничего с таким нетерпением украинцы так не ждали, как наступления 22 марта под знаменем бога сонца Ярилы (христианский вариант — Василия Солнечника или Парника), когда «день и ночь меряются» (весеннее равноденствие).

В этот день Морозу киселем дорогу на выход проторили: «Мороз, Мороз, иди есть кисель! Не бей рожь, бей плевелы!» Поэтому варили кисель в невероятном количестве всех видов, консистенции и вкусов. К нему пекли блины-символы солнца (изредка караваи, так как муки прошлого урожая оставалось к тому времени не так уж много). А еще заготавливали множество ритуальных печений в форме равносторонних крестов, известных на украинских просторах еще с периода Триполья, за три тысячи лет до появления христианства. По одному защитному «крестику» в славянский Великдень съедал каждый член семьи, часть крошили к зерну и брали с собой в поле для подпитки сил в первый день посева яровых, остаток по одному скармливали скотине на первом весеннем выгоне.

Причем, по предположениям ученых, на этот день в седую украинскую старину (где-то шесть тысяч лет назад) приходилось самое яркое свечение одной из четырех самых ярких звезд-небесных указателей (три других выпадали на осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние), по которым было организовано четырехфазное разделения года. Доказательствами чего и сейчас служат скальные изображения перекрещенного символа солнца Каменной могилы. Недаром в прежние времена украинские предки начинали отсчет своего года именно с этой даты, и лишь позднее передвинули его на Явдохи.

Согласно украинским верованиям ото сна в равноденствие просыпаются ужи, которые являются первыми помощниками земледельцам в разрыхлении земли и призыве весенних дождей. Недаром уже именно с 22 марта начинается астрологическое владычество Арея (сейчас Овна, а народной Варан, Баран, Скоп), скифского бога войны и покровителя полеводства, который открывает полноценный весенне-полевой сезон.

В дохристианские времена на Ярила праздновали Великдень (ведь именно с этой даты день становится больше ночи), а с приходом христианства новая религия присвоила старославянское название, наполнив его своим содержанием, но те древние славянские традиции сохранились в Украине и по сей день. Как например на стол в этот день ставить тарелку с проросшим овсом или другой яровой в кучке земли (символ степной могилы), а рядом с ней клали крашеные яйца (древнейших символов мира) по числу поминаемых своих умерших, сохраняться этот импровизированный мемориал должен до Русальной Пасхи.

Магия весеннего равноденствия побудила украинцев готовить «четверговую соль», считавшуюся мощнейшим оберегом и колдовским средством против врагов после обработки священным огнем в печи и на костре, а символы земного шлейфа Ярила, пламенные языки зашифрованные сваргах (райский Сварог) рисовали на жилых и нежилых сооружениях подворья для обеспечения небесного поровительства и защиты. В украинском зеленом мире тотемами этого дня были дуб и лещина, украинские символы мужской и женской силы.

По народным приметам и поверьям: чесать волосы на Солнечника под яблоней — к густым волосам, умыться из серебряного блюда в Великдень— иметь хорошее личико, хорошая погода — к хорошим урожаям.

22-03-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.