Самая короткая ночь года, которая своим магическим крылом, едва коснувшись украинской земли, снова поворачивает круговорот года с лета на зиму — это ли не настоящая магия, которая стирает границы между мирами и делает невозможное возможным. Именно поэтому с давних времен в Украине Купальская ночь с вечера 23 июня была окутана магией легенд, обрядов, пророчеств и традиций, которые через мистический потусторонний мир прокладывают путь будущему.
Древнеславянский Купало (название предположительно семантически связано с разрешением на купание в реках с этой даты). В христианстве славянского Купала перекрестили на Иоанна Крестителя — так в праздники пожилого солнцеста появилось двойное имя: Купайло, Купальница, Купа, Иван Купала, Зильный Иван, Иван Ведьмский, Иван-Ведьмак, Иван-Кветник, Иван -Лопушник, но, не смотря на тысячелетия церковных запретов, украинцы так и не отказались ни от веры своих предков, ни от традиций этого дня. Согласно поверьям Купало благословляет единение бога огня Семиярила с богиней воды Даной (Маренной, Ладой), брак которых дает жизнь всему существующему на Земле. Он – покровитель плодородия во всех его проявлениях, поэтому чествование священного союза было одним из величайших праздников года украинских предков, с которым пришлое христианство тщетно пытается бороться вот уже третье тысячелетие, однако традиции его живут и поныне.
Так подготовка к празднованию начиналась еще до восхода солнца, когда девушки шли на красочные луга и лесные поляны, чтобы собрать ароматных цветущих трав на веночки и непременно чернобыльника на подпояс, умыться на первые лучи солнца родниковой водой на счастье-здоровье. А юноши тем временем выбирали вишневые или ивовые ветку на «Марену» или «купальское дерево» (большая ветвь, олицетворявшая перводерево жизни), которую устанавливали на холме празднования обычно на берегу реки, пруда или озера.
Сохранились упоминания об архаических празднованиях Купайла у гигантских дубов-символов украинского рода, на макушке которых вечером 23 июня зажигали обмазанное смолой колесо, как символ Ярила-солнца. При этом самое дерево не украшалось.
Днем девушки украшали «Марену» лентами и цветами, надев на деревце женскую вышиванку и запалив перед ней свечу – это было материальное отождествление духовного женского начала, которое якобы выходит этой ночью из воды для встречи со своим любимым. Парни тем временем рядом- рубили дрова и складывали костры в центре места празднецтва для большого купальского мужского огня Ивана (Даждьбога, Ярилы). А хозяева ходили проверять на поле, не сделал ли нечистый «закруток» на погибель (два пука не вырванных колосьев перевязаны между собой и воткнутые головками в землю); по поверьям уничтожить закрут могли силою магии и заклинаний лишь непростые люди.
К вечеру все крестьяне собирались вместе на купальной горе. Честь поджигания костра выпадала самому уважаемому мужчине общины (в княжеские времена — сам князь, хотя некоторых ученые настаивают, что в глубокой древности роль зажигателя священного огня отводилась женщине-хранительнице рода), который благодарил Купалу за его дары и оглашал начало праздника. Далее шли обрядовые песни, танцы и обязательное ритуальное прыгания через огонь очищения (матери проносили своих маленьких детей на руках), больные жгли в том костре разные магические травы для своего выздоровления, а пастухи гнали через «субботку» свои стада. В народном воображении Ярило-солнце мчится на коне Купайловой ночи с востока на запад, физическое повторение чего просматривается в этих прыжках через костры.
В разгар веселья с наступлением сумерек с праздничного купайлового холма спускали огненное колесо в воду (перед поджиганием его заранее обмазывали смолой), что символизировало начало движения солнца по нисходящей («похороны Ивана» или «схождения солнца на птичий клюв»). Если «венчик из кадила», как его еще называли в народе, ровно допрыгивал до воды – это предвещало богатые урожаи и хорошее состояние для общины на весь следующий год, а как падал по дороге – жди беды.
На рассвете на следующий день в конце празднования девушки пускали свои веночки по воде с зажженными свечами внутри, а «купальское дерево» молодежь ломали на меньшее веточки (проводы Купала) и забирала себе в дом «на будущее супружеское счастье» или топила («Марена с Купалом венчаются» «) – так заканчивался двухмесячный период так называемых украинских «Яриловых игрищ», начинавшийся 23 апреля и знаменовавший собой фазу активного поиска молодежью себе пары. Традиция прыгать молодежи через огонь со своей парой (парень снимал с девушки веночек, надевал ей на голову свою шапуку), как своеобразное священное скрепление союза, происходить именно оттуда; по поверью: как за парой полетят искры и руки не разойдутся – быть им вместе в счастливом браке всю жизни.
Дуалистическая целостность восприятия мира предками не обошла и праздник летнего солнцестояния, который не только праздником широко известного ныне Ивана Купалы, но и Мокоши-родильницы (поэтому его еще звали «маковкой года») или Купалы (женского рода). Недаром же богиня плодородия всегда изображалась предками в колосковом веночке с колоссями под ногами на берегу водоема в окружении солярных знаков с руками вниз, каждая из которых удерживает на поводу коня со всадником-Ярилом.
Издавна украинцы считали, что в ночь Зельника во всю ширь открываются Небесные врата, потому все молитвы и просьбы доходят до богов беспрепятственно и быстро претворяются в жизнь. Хождение на Иванову росу (умывания росой или качание по росе до восхода солнца) дает силы и здоровье на целый год. Считается, что в лесу этой мистической ночью можно встретить и богов (Курало, Ярило, Морену-Дану, Ладу, даже самого Перуна), и разных представителей нечисти.
Травы собраны этой ночью (купальницы, ивановки, свентоянск-зелье) обладают целебной силой как для человека, так и для животного, особенно полынь, сушеной служившей оберегом членов семьи и дома от нечистого. Так же по легендам: кто найдет во ржи колос о двух головах, а под ним монетку — тому судьба найти несметный клад, а мифический голубовато-огненный цвет папоротника (кочедыжник), который цветет только раз в жизни (по другой версии — один раз в три года) в лесной чаще, куда не доносится петушиное пение — настоящую любовь, счастье на всю жизнь, открытие всех тайн мира и замков, знание языка птиц, дар исцеления больных.
Из народных примет и поговорок на Купалу в Украине существовали следующие: как на Ивана гроза — орехов будет неурожай; как на Купала просо с ложку, то будет – и в ложку; корми пчелу до Ивана, сделает из тебя пана; великая роса на Ивана — огурцов будут полны жбаны; после Ивана купала не надо жупана.