У него так много ипостасей в украинском фольклоре, что все их и не перечесть, ведь уважительное отношение ко всем прошлым поколениям своих предков и рода в целом украинский младенец впитывал в себя вместе с маменькиным молоком. Причем чествование духов своих умерших не ограничивалось какой-то единственной конкретной датой, они всегда были рядом, поучали, помогали, оберегали, а порой и карали за ослушание, так что Чур (Нур, Крыса, Пращур), как их отождествление, шел плечом к плечу с украинцем от колыбели до гробовой доски.
В доме он выступал помощником Домового, в обязанности которого входило поддержание очага в домашней печи. В украинскую старину на самом высоком пригорке у каждого села обычно был установлен полый внутри глиняный истукан-тотем Чура, внутри которого всегда горело поддерживаемое специальным сторожем пламя, чтобы каждый желающий мог в любое время дня и ночи взять себе домой частичку великого дара предков, огоня, в случае необходимости.
Именно поэтому и по сей день древесину для разжигания печи зовут чурами (чурками). Хотя по другой версии небольшой кусок древесины получил такое название, потому что обычно именно из него вырезали домашний тотем Цура, стоявший в углу как оберег дома от непрошеных гостей из потустороннего и этого мира. Его графическим изображением выступало танцующее пламя костра.
Согласно древним верованиям, Нур духовно бережет не только физическое воплощение домашнего очага с печкой в качестве алтаря, но и в целом все родовое имущество, поэтому его еще зовут в народе богом границ собственности и приписывают содействие обогащению семейного состояния при уважительном отношении к нему и семейным традиционным ценностям.
Потому-то Чура поминают, когда хотят защитить себя или очертить свои права, как например и сейчас широко используемыми приговорками-заклятиями: «Чур, чур, святое место, чур боже и мое»« (когда в поисках сокровищ обходят с факелом место поиска для защиты от нечистого) или «Чур, мое!». Ранее его деревянный тотем («чурбан») устанавливали на границе владений, и трогать его нельзя было ни в коем случае, в противном же случає душу нарушителя запрета ждало вечное проклятие и блуждание меж двух миров по горам-степям в поисках пути к своим в рай. Жертвоприношения чурбан принимал свежими цветами и крошками хлеба у своего подножья.
В качестве связного между прошлым и настоящим, между потусторонним миром и реальностью бога-Пращура украинцы активно привлекали для защиты во время магически-гадательных обрядов, ведь «Чур, меня, Чур!» – издавна в Украине считался лучшим оберегом духовной защиты от злой силы, ведь его боится сам всесильный, окруженный многочисленной прислугой Пек, хозяин ада.
Уважение к Чуру в украинском народе было настолько велико, что в традиционном календаре даже существует отдельный день его чествования под именем Паликопа 27 июля, хотя за соблюдением родового уклада он следит каждый день круглосуточно. У него даже есть разрешение и оружие жестоко наказывать нарушителей молниями Перуна, сжигая их имущество и даже их самих (не зря же его имя из санскрита переводится как «жечь»).